Category: искусство

Category was added automatically. Read all entries about "искусство".

normal

Альгология эпохи Эдо :)

 
      Эта ксилография с выставки живописи и гравюр эпохи Эдо в Пушкинском музее попала в мою подборку не за какие-то особые красоты, а за сюжет. Мне кажется, он очарователен :).

Collapse )


(кликабельно)

      Тотоя Хоккэй (1780–1850) / Священный обряд собирания водорослей в храме Мэкари.

      "Изображён обряд, который совершается в синтоистском храме Мэкари-дзиндзя на острове Кюсю в последнюю ночь года. Во время отлива служитель храма выходит с факелом в море, где срезает водоросли вакамэ (написано, что это Alaria, но на рисунке больше похоже на Laminaria digitata), чтобы в первый день Нового года поднести их в дар богам."

      Где-то я такое уже видал :). Ну, очень похожее :)).

 
normal

Ласковый ветер, ясный день

 
      Ну и поскольку рассказ о первой части выставки по Эдо в Пушкинском я завершил хокусаевскими Фудзи, то хокусаевской Фудзи я начну и вторую часть.


      凱風快晴, "Гайфу: кайсэй", 1831–1833. "Ласковый ветер, ясный день" (вариант перевода с таблички в Пушкинском), она же "Красная Фудзи". Цветная ксилография на бумаге. Второй лист серии "Тридцать шесть видов Фудзи" Кацусики Хокусая. Много где пишут, что необычный красный цвет горы (кстати, на выставленном экземпляре он был не слишком красным) обусловлен лучами восходящего солнца. Но вот только облака за Фудзи какие-то не рассветные. Мне больше нравится другая версия, о которой я уже упоминал: что дело тут в висевшем в воздухе вулканическом пепле. Но, как бы то ни было, вот она. И посмотрите, какой у её подножия растёт лес...


      ...Но, пожалуй, даже больше мне понравились две чёрно-белые гравюры Фудзи из альбома Хокусая про 100 её видов. Думаю вывесить их завтра утром.

 
normal

Эдо-2

 

      Сходили на вторую часть выставки по эпохе Эдо в Пушкинском музее, на обновлённую экспозицию. Первая часть мне всё же показалась сильнее, но что интересно: тут было много вещей, парных к выставлявшимся в первый заход. Ну и просто хороших гравюр. Так что дойти вполне стоило. Потом попробую вывесить немножко картинок и отсюда тоже. И, если кому интересно, выставка будет в Пушкинском до конца месяца, до 28, что ли, числа.

      На снимке: fitomorfolog_t изучает вулканы :).

 
normal

Море детского сада

 
      В прошлом выпуске "Птиц на домах" я сделал мозаику с жар-птицей с бывшего детского сада, а ныне подразделения 1179 школы на Балаклавском проспекте, дом 3Б. Про сам садик можно почитать там, а тут я хочу поделиться тремя потрясающими мозаиками с морской живностью, обнаружившимися на его стенах. По сведениям "Wikimapia", дом для детского сада был построен в 1988 году, наверное, тогда же появились и мозаики. Все картинки кликабельны.



Collapse )

      И – посмотрите! – на крабе тут сидят балянусы. Сделанные очень точно... но только вверх ногами :). Где-то у художника перевернулся эскиз... Самое занятное, что это не первые балянусы, нашедшиеся на стенах Москвы. Ну и спрут... И звёзды... И зубастая косатка... Потрясающие всё-таки картинки. Кликайте, по клику они почти целиком.

 
normal

Жар-птица из Чертаново

 
      Очередной выпуск "Птиц на московских домах" будет посвящён бывшему детскому саду № 1780 в Северном Чертаново, дом № 3Б по Балаклавскому проспекту. Бывший он потому, что в результате последних бюрократических извращений московского образования он стал Дошкольным отделением № 2 Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы "Школа № 1179". Но в 1988 году, когда для него строился этот дом, он был просто детским садом № 1780. И именно этот номер написан на очаровательной мозаике с жар-птицей, размещённой на его стене.

Collapse )

ds3

      С удовольствием включаю её в подборку. Надо сказать, что это не единственная мозаика на здании, и остальные тоже хочется показать. Но, благо к "птицам на домах" они уже отношения не имеют, вывешу их потом отдельно  (upd.: вывесил).

normal

Большая волна в Канагаве

 
      Всё, кончаю с первой частью выставки по Эдо в Пушкинском. На прощание будет "Большая волна в Канагаве" Хокусая, куда же без неё?


      神奈川沖浪裏, "Канагава оки намиура", 1832. "Большая волна" открывает серию "Тридцать шесть видов Фудзи", и Фудзи на ней есть, по самому центру. У нас про неё нередко пишут, как про цунами, но нет, это ветровая волна: цунами шло бы валом, а гребень на нём поднялся бы ближе к берегу. А тут – обычный сильный шторм, баллов 10 по шкале Бофорта ("Очень высокие волны с длинными загибающимися вниз гребнями, образующаяся пена выдувается ветром большими хлопьями в виде густых белых полос, поверхность моря белая от пены" – всё так и есть). Волны при десятибальном шторме достигают 9–12 метров высоты, и этот размер отлично соотносится с длиной застигнутых ветром больших лодок oshiokuri-bune, на которых возили живую рыбу на рынки Эдо... И, если присмотреться, гравюра вдруг оказывается не про Фудзи, и даже не про волну, а про вцепившихся в борта рыбаков, бессильных перед вставшим на дыбы морем.



Collapse )

      ...Копий "Большой волны" было напечатано много, несколько тысяч. Но эталонными считаются только экземпляры из первого тиража, не более 200 листов – после доска поизносилась, и качество изображения заметно упало. Конечно, японцы привезли один из эталонов, со всеми проработавшимися мелкими деталями. Тут качество упало уже на фотографиях, но посмотрите: у каждого человека есть лицо, хотя бы глаза. И что я ни разу не видал на репродукциях (и тут у меня тоже не вышло), так это потрясающе настоящий цвет морской воды, слегка просвеченной насквозь в поднявшейся волне...

      И на этой я пока(?) прощаюсь с выставкой. Конечно, я думаю попасть на вторую её часть, но не знаю, получится ли про неё подобный рассказ (честно говоря, я с ним немножко замотался). Такие дела.

 
normal

Санка хакуу

 
      Хотел завершить рассказ о первой половине выстави по эпохе Эдо двумя ксилографиями укиё-э Кацусики Хокусая из серии "Тридцать шесть видов Фудзи", но понял, что в одну запись они у меня не ложатся. Так что я их разделил, и вот эту картинку пущу сегодня вне очереди.


      山下白雨, "Гроза у подножия горы", 1831–1833. Тут не только контраст между грозой и покоем. Где-то я когда-то читал, что в 1830-е, когда Хокусай работал с серией, какой-то из местных вулканов успешно произвергался, и характерный красноватый отсвет на склонах Фудзи был вызван взвешенным в воздухе вулканическим пеплом. Правде, говорилось это про "Красную Фудзи", но время примерно то же, так что не могу исключить, что и здешняя краснота может идти оттуда же. Ну и на самолёте он мимо неё явно не летал, так что этот взгляд с высоты – целиком создание художника. Сейчас это в первый момент как-то не очевидно, а тогда, наверное, смотрелось куда удивительнее :).

      Ну а "Большую волну в Канагаве", я, как и планировалось, хочу поставить завтра утром.

 
normal

Люди Эдо

 
      Очередной кусочек картинок с выставки живописи и гравюр эпохи Эдо в Пушкинском музее. Немножко людей.


(кликабельно)

      Портрет Таками Сэнсэки. Краски по шёлку. Работа Ватанабэ Кадзана (1839 год), имеющая статус национального сокровища Японии. Кадзан первым в Японии стал писать портреты с использованием объёма, что было настоящей революцией в японской живописи. Каковое подражание варварам было тогда поставлено ему в вину. После этой выставки картина будет несколько лет "отдыхать", отлёживаясь в запасниках в специальных условиях.

      Другие портреты людей на выставке были более привычно-японские. Но сначала хочется показать не их, а одного легендарного персонажа.

Collapse )

      Вот. Это всё надо было, конечно, показать. Но были там и ещё совершенно удивительные люди. Люди на длинном свитке. Про них думаю сделать отдельно, в следующий раз.

 
normal

Дыбр

 
      А у нас тут цирк.

Collapse )



      Из вентиляции вдруг потянуло запахом дыма, я выглянул во двор – а там, оказывается, очередные ремонтники, режучи металл, что-то подпалили в подвале под соседним подъездом. Так что подвал дымил, и его тушили пожарные. Как я понимаю, уже дотушивали, а сейчас, надо полагать, совсем потушили.