Category: искусство

Category was added automatically. Read all entries about "искусство".

normal

Эдо-2

 

      Сходили на вторую часть выставки по эпохе Эдо в Пушкинском музее, на обновлённую экспозицию. Первая часть мне всё же показалась сильнее, но что интересно: тут было много вещей, парных к выставлявшимся в первый заход. Ну и просто хороших гравюр. Так что дойти вполне стоило. Потом попробую вывесить немножко картинок и отсюда тоже. И, если кому интересно, выставка будет в Пушкинском до конца месяца, до 28, что ли, числа.

      На снимке: fitomorfolog_t изучает вулканы :).

 
normal

Море детского сада

 
      В прошлом выпуске "Птиц на домах" я сделал мозаику с жар-птицей с бывшего детского сада, а ныне подразделения 1179 школы на Балаклавском проспекте, дом 3Б. Про сам садик можно почитать там, а тут я хочу поделиться тремя потрясающими мозаиками с морской живностью, обнаружившимися на его стенах. По сведениям "Wikimapia", дом для детского сада был построен в 1988 году, наверное, тогда же появились и мозаики. Все картинки кликабельны.



Collapse )

      И – посмотрите! – на крабе тут сидят балянусы. Сделанные очень точно... но только вверх ногами :). Где-то у художника перевернулся эскиз... Самое занятное, что это не первые балянусы, нашедшиеся на стенах Москвы. Ну и спрут... И звёзды... И зубастая косатка... Потрясающие всё-таки картинки. Кликайте, по клику они почти целиком.

 
normal

Жар-птица из Чертаново

 
      Очередной выпуск "Птиц на московских домах" будет посвящён бывшему детскому саду № 1780 в Северном Чертаново, дом № 3Б по Балаклавскому проспекту. Бывший он потому, что в результате последних бюрократических извращений московского образования он стал Дошкольным отделением № 2 Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы "Школа № 1179". Но в 1988 году, когда для него строился этот дом, он был просто детским садом № 1780. И именно этот номер написан на очаровательной мозаике с жар-птицей, размещённой на его стене.

Collapse )

ds3

      С удовольствием включаю её в подборку. Надо сказать, что это не единственная мозаика на здании, и остальные тоже хочется показать. Но, благо к "птицам на домах" они уже отношения не имеют, вывешу их потом отдельно  (upd.: вывесил).

normal

Большая волна в Канагаве

 
      Всё, кончаю с первой частью выставки по Эдо в Пушкинском. На прощание будет "Большая волна в Канагаве" Хокусая, куда же без неё?


      神奈川沖浪裏, "Канагава оки намиура", 1832. "Большая волна" открывает серию "Тридцать шесть видов Фудзи", и Фудзи на ней есть, по самому центру. У нас про неё нередко пишут, как про цунами, но нет, это ветровая волна: цунами шло бы валом, а гребень на нём поднялся бы ближе к берегу. А тут – обычный сильный шторм, баллов 10 по шкале Бофорта ("Очень высокие волны с длинными загибающимися вниз гребнями, образующаяся пена выдувается ветром большими хлопьями в виде густых белых полос, поверхность моря белая от пены" – всё так и есть). Волны при десятибальном шторме достигают 9–12 метров высоты, и этот размер отлично соотносится с длиной застигнутых ветром больших лодок oshiokuri-bune, на которых возили живую рыбу на рынки Эдо... И, если присмотреться, гравюра вдруг оказывается не про Фудзи, и даже не про волну, а про вцепившихся в борта рыбаков, бессильных перед вставшим на дыбы морем.



Collapse )

      ...Копий "Большой волны" было напечатано много, несколько тысяч. Но эталонными считаются только экземпляры из первого тиража, не более 200 листов – после доска поизносилась, и качество изображения заметно упало. Конечно, японцы привезли один из эталонов, со всеми проработавшимися мелкими деталями. Тут качество упало уже на фотографиях, но посмотрите: у каждого человека есть лицо, хотя бы глаза. И что я ни разу не видал на репродукциях (и тут у меня тоже не вышло), так это потрясающе настоящий цвет морской воды, слегка просвеченной насквозь в поднявшейся волне...

      И на этой я пока(?) прощаюсь с выставкой. Конечно, я думаю попасть на вторую её часть, но не знаю, получится ли про неё подобный рассказ (честно говоря, я с ним немножко замотался). Такие дела.

 
normal

Санка хакуу

 
      Хотел завершить рассказ о первой половине выстави по эпохе Эдо двумя ксилографиями укиё-э Кацусики Хокусая из серии "Тридцать шесть видов Фудзи", но понял, что в одну запись они у меня не ложатся. Так что я их разделил, и вот эту картинку пущу сегодня вне очереди.


      山下白雨, "Гроза у подножия горы", 1831–1833. Тут не только контраст между грозой и покоем. Где-то я когда-то читал, что в 1830-е, когда Хокусай работал с серией, какой-то из местных вулканов успешно произвергался, и характерный красноватый отсвет на склонах Фудзи был вызван взвешенным в воздухе вулканическим пеплом. Правде, говорилось это про "Красную Фудзи", но время примерно то же, так что не могу исключить, что и здешняя краснота может идти оттуда же. Ну и на самолёте он мимо неё явно не летал, так что этот взгляд с высоты – целиком создание художника. Сейчас это в первый момент как-то не очевидно, а тогда, наверное, смотрелось куда удивительнее :).

      Ну а "Большую волну в Канагаве", я, как и планировалось, хочу поставить завтра утром.

 
normal

Люди Эдо

 
      Очередной кусочек картинок с выставки живописи и гравюр эпохи Эдо в Пушкинском музее. Немножко людей.


(кликабельно)

      Портрет Таками Сэнсэки. Краски по шёлку. Работа Ватанабэ Кадзана (1839 год), имеющая статус национального сокровища Японии. Кадзан первым в Японии стал писать портреты с использованием объёма, что было настоящей революцией в японской живописи. Каковое подражание варварам было тогда поставлено ему в вину. После этой выставки картина будет несколько лет "отдыхать", отлёживаясь в запасниках в специальных условиях.

      Другие портреты людей на выставке были более привычно-японские. Но сначала хочется показать не их, а одного легендарного персонажа.

Collapse )

      Вот. Это всё надо было, конечно, показать. Но были там и ещё совершенно удивительные люди. Люди на длинном свитке. Про них думаю сделать отдельно, в следующий раз.

 
normal

Дыбр

 
      А у нас тут цирк.

Collapse )



      Из вентиляции вдруг потянуло запахом дыма, я выглянул во двор – а там, оказывается, очередные ремонтники, режучи металл, что-то подпалили в подвале под соседним подъездом. Так что подвал дымил, и его тушили пожарные. Как я понимаю, уже дотушивали, а сейчас, надо полагать, совсем потушили.

 
normal

Утки

 


Collapse )

      Сегодня. Выводок крякв в фонтане у Нового Цирка рядом со станцией метро "Университет". Утята уже где-то месячные.

 
normal

Катамаран со Славянской площади

 
      Я в своё время решил, что граффити в цикл "Кораблей на московских домах" не включаются. Но уже пару лет смотрю на одно столь вкусное, что решил сделать исключение и пустить его как приложение к циклу. Да и то: не каждый день на московском доме обнаруживается полинезийский катамаран...


      Граффити c портретом Николая Николаевича Миклухо-Маклая, специалиста по губкам и этнографа-любителя, сделанное стараниями Русского географического общества, появилось на фасаде дома № 4, строение 2 на Славянской площади в Москве в начале ноября 2016 года. Подозреваю, судя по надписи, что в какой-то степени як відповідь супостатам, що стверджують, що це був їх козак Миклуха.

Collapse )

      И вот на этом-то граффити, на фоне идиллической прибрежной деревеньки, и плавает катамаран. Правда, мне всегда казалось, что Берег Маклая находится на Новой Гвинее, так что почему тут катамаран, а не меланезийская лакатои, я не знаю. Это уже вопрос к РГО. Но включаю его в коллекцию с удовольствием :).

      И, да, циклу нужны новые адреса.

К.м.д., приложение IX
Карта, Σ