Прохожий (prokhozhyj) wrote,
Прохожий
prokhozhyj

Categories:

Архивное: журнал "Наш малыш".


      Ну вот, пока выходные, ещё один (и последний, который я собираюсь выложить) текст из моего архива статей для журнала "Наш малыш". Писано где-то в 1997 г., с учётом мнения журнала о специфике аудитории, на тему "ребёнок хочет зверька: как быть?".
      Warning! Должен предупредить: под катом довольно много букв про достаточно очевидные вещи.
 

ЖИВЫЕ НЕ-ИГРУШКИ


Ты навсегда в ответе за всех,
кого приручил.


Антуан де Сент-Экзюпери,
"Маленький принц".


      Любой ребенок когда-нибудь захочет, чтобы у него жила: птичка, рыбка, собачка, хомячок (нужное подчеркнуть). Может быть, ему интересно. Может быть, он завидует Витьке из соседнего подъезда, у которого есть черепаха. Может, просто вдруг захотелось. А может и что посерьезнее – человеку не хватает общения.
      Или наоборот – вы сами подумываете о том, а не завести ли вашему чаду что-нибудь такое. Потому, что сами хотите зверька, потому что считаете, что это полезно, потому что думаете, что ребенку понравится.
      Желание это совершенно естественно и идет из глубин сознания. Человечество всю жизнь общалось с животными, это было нормой – и то, что нынешние города отсекли нас от них, норму эту нарушает. И люди неосознанно стремятся ее восстановить. Но это лирика. А так – почему бы и нет? Общение с живым существом не только поможет ребенку реализовать себя, оно подарит ему ни с чем не сравнимое ощущение эмоционального комфорта, научит наблюдать и удивляться. В конце концов, для многих детей оно просто необходимо – потребность ухаживать и общаться с кем-то маленьким и хрупким проявляется у некоторых детей очень рано, как этап развития материнского (или отцовского) инстинкта.
      Только надо крепко осознать одну простую вещь: животное – не игрушка. Это маленький друг. И быть готовым относится к нему соответственно.
      Для начала подумайте, чего вы (ваш ребенок) хотите. Если он в душе натуралист и ему хочется за кем-то тихо наблюдать – лучше завести аквариум с рыбками и улитками. И держать несложно, и уход минимальный, и красиво, и интересно. Кстати, рыбкам для нормальной жизни нужен достаточный объем воды. Не надо впихивать их по тридцать штук в трехлитровую банку! А вообще для роли первой живой твари в доме рыбки вполне подходят.
      Если нужен шумный друг для всей семьи – заводите щенка. Впрочем, собака в доме – это отдельный разговор, и мы не будем здесь его затевать. Отметим только, что ребенку с нормальным воспитанием собаки не справиться, и это будет не его, а ваше животное.
      Ребенку же подойдет кто-нибудь небольшой. И, желательно, теплый и шерстистый – хомячок, морская свинка, белая мышка или крыса (не удивляйтесь, ручные "крыски" – потрясающие создания, и мы расскажем о них в одном из следующих номеров). Именно с таким животным он может справится сам. Это будет именно его животное. Небольшой зверек в равной степени подходит для общения и таскания на плече, для первых опытов дрессировки, для игр – и для первых уроков нежности и внимания к маленькой и хрупкой чужой жизни.
      Совет. Не пытайтесь сразу заводить что-нибудь особо экзотическое. Экзотические животные и рыбки обычно трудны и капризны в содержании (иначе они давно перестали бы быть экзотическими). Это означает, что им надо подбирать и строго поддерживать некие определенные условия (типа температуры, влажности и корма), которых вы а) скорее всего не знаете и б) вряд ли сумеете поддержать. Во всяком случае, начинать надо с кого-нибудь попроще.
      Но и самый простой в содержании зверек (я намеренно не пишу здесь про конкретных животных – все нижесказанное относится к любому из них) – требует постоянного, ежедневного внимания и ухода. И он должен быть им обеспечен – если, конечно, вы не хотите научить ребенка равнодушно взирать на свежих покойников. Помните: животное – это надолго. Причем если вы хотите, чтоб общение со зверьком помогало воспитанию ребенка – этот постоянный уход должен быть его вахтой. Кстати, тогда он и сам своего зверя лучше поймет, и зверек к нему крепко привяжется и не будет шарахаться от него.
      Если постоянное общение с потенциальным питомцем ребенка особенно не прельщает, если желание завести зверька – просто минутная блажь, делать этого нельзя ни в коем случае. Лучшая проверка здесь та, что применялась к любви в XIX веке – временем. Нельзя заводить зверька по первому требованию чада. По мне, так лучше всего поставить ему "проверочные условия" – пусть докажет, что сможет отвечать за доверенное ему живое существо. Пусть научится ответственно делать то-то и то-то. Но только зверек не должен выступать здесь как награда – о, нет. Это должно быть именно испытание "на право вождения". И если чадо справится с этим – значит, оно действительно хочет и готово относиться серьезно. И к этому надо отнестись соответственно.
      Тем, кто не согласен со мной, я все равно от души советую подождать хотя бы второй или третьей просьбы. Потому что нет более удручающего зрелища, чем забытая в углу клетка, в которой сидит (чуть не написал "пылится") несчастный, никому не нужный и непонятно зачем существующий зверь. Пусть даже накормленный.
      Ребятам, мечтающем о ручном зверьке, мне хочется сказать: помните, все время помните о том, что живое существо – это не игрушка. Его нельзя поломать и выбросить. Ему может быть больно, плохо и тоскливо так же, как и вам. И точно так же ему будет нужно общение. Заводя зверька, вы не только покупаете себе забаву – вы принимаете на себя ответственность за его жизнь. Не знаю уж, перед кем, но принимаете. И если вы не готовы к этому – лучше найдите себе что-нибудь, что будет всего лишь игрушкой.
      А родителям надо быть готовым, что на них – именно на них – свалится большая куча забот. Больше, чем кажется в первый момент. Не забыть поменять воду. Не забыть покормить. Сменить подстилку. Снова сменить ее через пять минут, потому что опрокинулась поилка. Конечно, это должны быть обязанности ребенка: он же, в конце концов, хозяин зверюшки, разве нет? Но, однако, всегда ли он выполняет свои обязанности? А если из-за неубранной постели никто не умрет, то из-за пустой поилки – может. И, значит, вы должны за этим следить. Ведь согласившись на зверя в доме, вы взяли и свою долю ответственности за его жизнь. Наполните ли вы эту поилку сами или напомните об этом ребенку – это уже ваше дело. Но вы не можете о ней забыть. И заранее надо примириться с тем, что от клетки, извините, иногда пахнет. Вовремя проводящаяся уборка снимает эту проблему, но не до конца. Подумать об этом надо до того, как зверек появился в доме. Потому что ликвидировать его из-за этого после – ну, в любом случае это не прибавит вам взаимопонимания с детьми.
      Только не считайте, что мы вас отговариваем. Нет. Если содержание зверька не превратилось для вас или для ребенка в нудную обязанность, если вы действительно находите время общаться с ним – вам гарантированы минуты самого искреннего удовольствия, рядом с которыми мелкими и неважными покажутся все причиняемые зверьком неудобства. А ваш ребенок наверняка получит, кроме удовольствия, кроме минут полноценнейшего общения с живым – умение понимать и умение отвечать за жизнь другого существа. И это ой как пригодится в жизни.
 

      P.S.  Кстати, если кто знает, куда бы это можно было бы полезно вывесить, буду благодарен за совет.

 
Tags: д-фауна, детское, звери
Subscribe

  • Про природные комплексы Москвы

    Гринписовское (и не только) обращение по поводу грядущего "благоустройства" природных территорий Москвы: можно (и, imho, нужно) подписать.…

  • Московское

    "Троицкий вариант" – о "благоустройстве" московских парков и ООПТ: тут.

  • Орфографические новости

    Проект Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении правил русской орфографии" (подготовлен Минпросвещения России 09.11.2021…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 3 comments