Прохожий (prokhozhyj) wrote,
Прохожий
prokhozhyj

Categories:

LXX ШБО

 
      Поскольку отсечка времени, начиная с которой варианты I тура LXX ШБО более не являются закрытыми, пройдена, и варианты появились на сайте ШБО, выложу для интересующихся и тут. Делали мы эти варианты к очному I туру 2020 года, но в итоге детки их пишут онлайн сейчас. Благо на наши вопросы ответы не гуглятся…

LXX Школьная биологическая олимпиада МГУ (2021 г.), I тур.

            Вариант 6 класса.

      Вопрос № 1. Маленькие дети часто спрашивают: "Зачем она нужна, эта дурацкая крапива?" А в самом деле, какова может быть роль крапивы в природных сообществах (как для сообществ в целом, так и для отдельных их членов)?

      Вопрос № 2. Есть птицы, которые могут шипеть совсем как змеи. Какие эксперименты и наблюдения нужно провести, чтобы выяснить, почему они это делают?

      Вопрос № 3. Вспомните животное или растение (по одному на пункт) в названии которого (конкретного вида или группы) фигурируют.

          а) указание на его окраску;
          б) время года;
          в) геометрическая фигура;
          г) животное (для растения);
          д) растение (для животного);
          е) среда его обитания;
          ж) время суток;
          з) указание на важные для человека свойства;
          и) название реки или озера;
          к) название страны (образные наименования вроде "русского медведя" или "американского орла" тут не годятся).


      Вопрос № 4. Есть растения, у которых цветки открываются буквально на несколько часов, а затем опадают (или начинают формировать плод). Зачем такое поведение цветков нужно растению?

      Вопрос № 5. Однажды в одной соцсети появилась такая запись:
      «Вчера на прогулке я заметила, что около дороги появился новый забор. К моему удивлению оказалось, что за ним – небольшой загон, где пасётся с полдюжины антилоп гну. Сторож рассказал мне, что их зачем-то недавно привезли из Африки. Я была возмущена: вокруг дышат свободой великолепные, покрытые вековыми лесами Алтайские горы, а эти могучие животные вынуждены влачить жалкую жизнь за оградой. Я не могу терпеть такую несправедливость и призываю всех друзей присоседиться ко мне в следующие выходные, чтобы свалить забор и выпустить гну на свободу!»
      Друзья понимали, что уверения о незаконности таких действий вряд ли заставят автора отказаться от своих намерений, однако смогли переубедить её, приведя множество биологических аргументов против выпуска на волю этих животных. Попробуйте и вы перечислить такие аргументы.

     

            Вариант 7 класса.

      Вопрос № 1. Некоторые африканские антилопы очень быстро бегают, что не удивительно, ведь их враги – самые быстроногие хищники на Земле, гепарды. Однако в Северной Америке, где гепардов нет, тоже есть парнокопытные, которые бегают с такой же скоростью. Вряд ли они обрели такую способность случайно, ведь для быстрого бега нужно множество хорошо согласованных адаптаций. Предложите несколько возможных объяснений присутствию "быстрых" парнокопытных в Америке.

      Вопрос № 2. Среди растений средней полосы есть такие, которые цветут только в какой-то определённый период тёплого времени года. Отцвели – и всё, больше вы их цветущими не застанете. Но есть и такие виды, которые цветут всё теплое время без остановки, пока их последние цветки не накроет снегом. Как вы думаете, какие достоинства и недостатки есть у каждой из этих стратегий? Если можете, приведите по два-три примера растений из обеих групп.

      Вопрос № 3. В субтропическом лесу зимой часть деревьев с листьями, а часть – без. На ботаническом конгрессе в Брунее после одного из докладов разгорелся спор на эту тему. Одна исследовательница утверждала, что от такого положения дел выигрывают и те, и другие, а её оппоненты говорили, что такого быть не может – летом-то все деревья с листьями! Как по-вашему, убедителен ли довод оппонентов и почему?

      Вопрос № 4. Если посмотреть на обрез цветового атласа растений (где растения распределены по окраске цветков) какого-нибудь региона Европы, то чаще всего оказывается, что белых цветков много, зелёных мало, а жёлтых, красных и синих – примерно поровну. Есть ли какой-то биологический смысл у этой закономерности?

      Вопрос № 5. Царь Берендей был лихой охотник и ещё в молодости истребил всех волков в лесах берендеева царства. Хоть и много лет прошло, а всё ж гордился он таким достижением. Да только пришла к нему делегация от лесных жителей, кикимор да леших всяких: «Дозволь, царь-батюшка, волков в леса вернуть. Без них совсем погибель природе наступает. Вот, например, олени размножились. Их там голов пятьсот свыше нормы развелось. Попортили они и травы, и кусты, и деревья. А без растительности этой и зверью укрыться негде, и у рек берега рассыпаются, и на нас уныние находит». Не хотелось Берендею свои ошибки признавать: «Да зачем же вам волки! Я лучше в леса охотников направлю. Они там за неделю пятьсот оленей и постреляют. И лесу польза, и народу оленье мясо раздам!» А действительно, какая разница природе, как регулируется численность травоядных животных: завезёнными волками или по берендеевскому плану?

      Вопрос № 6. Представьте себе среднего размера остров (несколько километров в длину), который находится не очень далеко (те же несколько километров) от материка. Теперь нужно сравнить животное и растительное население такого острова с ближайшим и равным по площади участком материка. Результаты сравнения могут быть разными: бывает, что на острове (а) меньше видов, (б) примерно столько же видов или даже (в) больше видов растений и животных, чем на материковом участке. От чего зависят результаты сравнения? Какие природные факторы определяют эти соотношения числа видов?

      Вопрос № 7. В японском фольклоре существует множество демонов-ёкаи (妖怪). Некоторые ёкаи внешне напоминают реальных животных, а некоторых можно соотнести с какими-то группами животных только примерно. На картинке − девять ёкаи. Черты каких животных вы в них видите? Поясните свой ответ. На человеческие лица можно внимания не обращать.



     

            Вариант 8 класса.

      Вопрос № 1. Бывает, что в честь праздника люди выпускают "на волю" птиц из клеток. Какие биологические последствия могут быть у такого обычая? Постарайтесь привести побольше вариантов.

      Вопрос № 2. Костус (Costus), или спиральный имбирь – характерное растение влажных тропиков. Как видно из названия, его стебель не ветвится, но при этом растёт по довольно широкой спирали. Приносит ли такая форма роста пользу растению? А какие вообще сравнительные преимущества и недостатки у ветвления и завивания?

      Вопрос № 3. Глядя на то, как травоядные животные жадно поглощают траву на лугу, можно и забеспокоиться, не съедят ли они всю траву подчистую. Однако полное истребление какого-либо вида растений травоядными животными случается крайне редко. Как вы думаете, какие причины делают такое трагическое развитие событий маловероятным?

      Вопрос № 4. Говорят, существует связь между потеплением климата и увеличением риска инцидентов с участием людей и крупных хищников. Каким образом эти явления могут быть связаны? Постарайтесь проиллюстрировать ваши предположения примерами.

      Вопрос № 5. Прогуливаясь по берегу Атлантического океана во Флориде, Джесси Сойер заметила, что волна выбрасывает на берег обломки раковин моллюсков, окрашенные в ярко-малиновый цвет с внешней стороны. На многих из них прочно сидели погибшие, а иногда и живые мелкие коралловые полипы точно такого же цвета. Вернувшись с пляжа в школу, Джесси рассказала об этом учительнице биологии и стала размышлять вслух о том, как может получиться, что у двух эволюционно далёких, но живущих совместно, видов беспозвоночных наблюдается одинаковая окраска. На её рассуждения миссис Кесслер сказала: "Джесси, а почему бы тебе не собрать команду и не проверить твои гипотезы с помощью экспериментов и дополнительных наблюдений, а если вы получите интересные ответы, то и представить результаты на научной конференции школьников"? Представьте себе, что вы в команде Джесси. Какие гипотезы вы бы стали проверять?

      Вопрос № 6. Как известно, у млекопитающих прямая кишка имеет внешний анальный сфинктер, который обычно закрыт и в норме открывается произвольным усилием. Зачем он нужен? Что мешало сделать дефекацию чисто рефлекторной или вообще обойтись без сфинктера?

      Вопрос № 7. Дождь в тропическом лесу – серьёзное событие. Проливается очень много воды, капли с силой ударяют о листья и стебли растений. Разумеется, тропические растения выработали множество приспособлений для защиты от дождя, например, листья с кончиком-капельницей. А какие ещё приспособления возможны? Назовите как минимум ещё четыре приспособления и биологически обоснуйте каждое из них. Имейте в виду, что баллы за ответ на этот вопрос будут начисляться только в случае точного соблюдения последнего условия, то есть ответы меньше чем с четырьмя обоснованными приспособлениями рассматриваться не будут. Больше – можно.

     

            Вариант 9 класса.

      Вопрос № 1. Многие виды папоротников во "взрослом" состоянии (на самом деле – спорофиты, бесполое поколение) можно легко различить по внешним признакам, тогда как заростки (гаметофиты, половое поколение, на самом деле они тоже взрослые) папоротников тех же самых видов часто бывают настолько похожи внешне, что их можно отличить лишь по последовательности нуклеотидов в ДНК. Отчего так получается?

      Вопрос № 2. Как вы думаете, против каких заболеваний обычно сложнее разрабатывать лекарства – против бактериальных, грибковых или вирусных? Почему?

      Вопрос № 3. Маша и Витя встретили на тропинке большого тёмно-синего жука.
      – Это навозник! – авторитетно сказал Витя (он любил похвастаться тем, что хорошо знает насекомых). – Ищет коровью лепёшку и будет её есть!
      – Фу! – сказала Маша и вдруг задумалась. – А вот интересно, ведь сколько разных животных едят навоз и всё такое прочее! Даже специальные жуки получились!
      – И что? – удивился Витя.
      – А то, – ответила Маша, – что это значит, что в какашках полно питательных веществ! Но вот скажи: ведь какое-то животное перед этим старалось, добывало себе еду, добыло, съело... Так почему же оно не усвоило доставшуюся ему пищу полностью? Зачем её вот так разбазаривать, выкидывая обратно на радость навозникам?

      А и в самом деле, почему в фекалиях можно найти так много питательных веществ?

      Вопрос № 4. В Водной ветви Кхглотского магистериума познания тварей и трав планеты Блямс были получены странные данные о морских птицах пафф, хорошо известных странникам, водящим свои корабли по северной части Гремящего океана, омывающего берега материка Шас. Было известно, что у птиц пафф периодически случаются "неудачные годы", когда волны вдруг начинают выносить на берег тушки погибших птиц, а численность их на гнездовьях на Заветных островах ощутимо снижается. Кхголтский магистериум уже много лет пытался выяснить причины таких "неудачных лет", но не преуспел в этом. Зато его познающим удалось обнаружить такой факт: в те же годы, когда птиц пафф в очередной раз настигал их таинственный рок, Министерство Питания неизменно сообщало о рекордно высоких уловах бронзоголовых рыб, входивших на нерест в северные реки материка Шас, впадающие в Гремящий океан. Познающие Кхглотскогго магистериума пытались понять, какая связь может существовать между этими событиями. Какие идеи вы могли бы им подсказать, учитывая, что экосистемы планеты Блямс в целом напоминают земные?

      Вопрос № 5. В 2004 году американские учёные Линда Бак и Ричард Аксель (Linda Buck and Richard Axel) получили Нобелевскую премию за изучение обонятельных рецепторов млекопитающих. Обонятельные рецепторы – это белки, расположенные в мембранах так называемых обонятельных нейронов, которые находятся в эпителии носовой полости. У человека насчитывается около 800 разных таких рецепторов, а у мыши – около 1400. Каждый рецептор кодируется отдельным геном, и предполагается, что каждый рецептор способен связываться со своим набором пахучих веществ. Совсем недавно, однако, выяснилось, что такие же белки обнаруживаются и в других тканях организма. Как по-вашему, какие это ткани, и есть ли у этого явления какие-либо физиологические функции?

      Вопрос № 6. Учёные, изучающие кусающих и жалящих членистоногих, иногда составляют рейтинги этих животных по силе причиняемой боли. Профессора-энтомологи Бедров и Пашилов решили составить такой рейтинг для пяти видов ос, обитающих в соседнем лесу. Для этого эксперимента каждый профессор собрал по одному живому образцу каждого вида. Для большей объективности, тесты проводились «вслепую»: профессор закрывал глаза, ассистент в случайном порядке подносил одну из банок с осой, и профессор водил рукой в банке пока оса не жалила его. После этого осу в банке уносили, а профессор описывал свои ощущения на диктофон. Примерно через час эксперимент повторялся с осой из другой банки. В конце дня каждый профессор составил свой список, разместив виды ос в порядке убывания причиняемой их укусом боли. Бедров был удивлён, что его список отличен от списка Пашилова и на следующий день повторил эксперимент со своей коллекцией. Однако новые результаты оказались отличны не только от списка Пашилова, но и от первого списка Бедрова. Как вы думаете, какие могли быть причины такого разброса в результатах этого эксперимента?

      (Важно: у некоторых людей укус осы вызывает аллергическую реакцию, так что не пытайтесь самостоятельно повторить описанный здесь эксперимент, особенно с крупными осами!)

      Вопрос № 7. Девятиклассник Вася Пупкин прочитал в научно-популярной книжке про белую чайку (Pagophila eburnea), прекрасную и загадочную птицу льдов, живущую в высоких широтах Арктического бассейна над ледяными полями Северного Ледовитого океана. Редкая птица заинтересовала Васю, и ему захотелось узнать о ней побольше. Зайдя в Сеть, он быстро нашёл посвящённую белой чайке страницу на популярном сайте í-Naturalist, где натуралисты-любители со всего мира делились своими наблюдениями. К великому изумлению Васи, карта встреч белой чайки на этом сайте разительно отличалась от романтической картины "птицы высоких широт".


Карта встреч белой чайки, представленных на сайте í-Naturalist по сост. на 01.02 2020 г.

     "Как же так?" – думал Вася – "Вот тебе и арктическая птица! Опять официальная наука нам всё врёт! Хорошо хоть, что в наше время прозрачного мира простые люди разоблачили этот обман!" И Вася разочаровался в орнитологии...
      ...А между тем белая чайка – и впрямь птица арктических льдов. Почему же на сайте наблюдений получилась такая карта? (Она, кстати, подлинная.) О чём не подумал Вася?

     

            Вариант 10 класса.

      Вопрос № 1. Бывают на свете гибридные виды, возникшие при скрещивании двух видов-предков. Как можно понять, появился ли такой вид в результате давних событий гибридизации и с тех пор существует независимо от родительских видов, или же регулярно "возникает заново" в результате их постоянных скрещиваний?

     Вопрос № 2. В нескольких группах цветковых растений (например, у некоторых видов из родов, к которым принадлежат чай (Camellia), кофе (Coffea) и мате (Ilex)) способность синтезировать кофеин возникала независимо. Как вы думаете, под действием каких факторов такая способность могла многократно появиться в ходе эволюции?

      Вопрос № 3. Могут ли заносные виды помочь сохранению видового разнообразия местных видов? Если да, то как? Если нет, то почему? Ответ обоснуйте.

      Вопрос № 4. Известно, что эффективный иммунный ответ требует огромных энергетических затрат. Казалось бы, у заболевшего человека должен быть отличный аппетит. Однако, многие знают на своём опыте, что на практике всё не так: тяжело больной человек, обычно, едой не интересуется, а стремится просто спокойно полежать в уютной постели. Если предположить, что такое поведение возникло в результате естественного отбора, предложите факторы, которые могли благоприятствовать потере аппетита у больных.

     Вопрос № 5. Люди случайно завезли из Северной Америки на небольшой тихоокеанский остров мушку, которая паразитирует на сверчках. На новом месте мушка расплодилась в огромных количествах. Жертв своих она очень эффективно находит по звуку стрёкота, и казалось, что местный вид сверчков обречён на вымирание. Однако этого не произошло: просто со временем местный вид сверчков перестал стрекотать. Эту историю часто приводят как пример быстрой адаптивной эволюции, подтверждающий теорию Дарвина. Однако скептики вопрошают: если потеря стрёкота действительно является таким хорошим приспособлением. то почему же американские свечки продолжают стрекотать, хотя и сосуществуют с этой мушкой тысячи, а то и миллионы лет? Предложите возможные объяснения, почему такая адаптация возникла у островных сверчков, но не у их родственников на континенте.

      Вопрос № 6. Научный руководитель отправил аспирантку Вареньку в летнюю экспедицию на север, на Студёное море, собрать материал по двум близким видам планктонных львиногривок: львиногривке бурой и львиногривке малиновой. Ниже мы приводим отрывок из отчёта Вареньки по результатам поездки:


      "...Работы велись в губе Дальней. Всего удалось совершить четыре экскурсии на лодке со сбором львиногривок (см. карту), сачком вылавливались все экземпляры, замеченные у поверхности в течении часа.

  • Точка А была обследована 1 августа, добыто 18 малиновых и 15 бурых львиногривок.
  • Точка B была обследована 2 августа, добыто 4 малиновых и 2 бурых львиногривки.
  • Точка C была обследована 8 августа, добыто 140 малиновых и 6 бурых львиногривок.
  • Точка D была обследована 10 августа, добыто 8 малиновых и 2 бурых львиногривки.

          (...) Кроме того, я обратила внимание, что в пробах попадались особи, готовые выметать личинок. Личинки были обнаружены у 87 особей (что составляет примерно 44,6 % от всех пойманных львиногривок), 83 из которых были малиновыми львиногривками и 4 – бурыми. Таким образом, выметать личинок были готовы 48,8 % малиновых львиногривок и только 16 % бурых. Основываясь на этих рассчётах, можно предположить, что наибольшей плодовитостью обладают малиновые львиногривки."

          Научный руководитель, однако, остался недоволен построениями Вареньки и велел ей ещё раз как следует подумать над абзацем про размножение львиногривок. А в самом деле, позволяет ли собранный Варенькой материал сделать такой вывод? Или полученные Варенькой числа могут быть объяснены и другими способами? Если нет, то почему, а если да, то какими именно?

     
          Вопрос № 7. Современные методы генетической инженерии позволяют делать довольно сложные и точные манипуляции с геномами многих организмов. Например, в геноме пекарских дрожжей Saccharomyces cerevisiae имеется около 6200 генов, кодирующих белки. Генетики разделили культуру дрожжей на 6200 гаплоидных линий и повреждали по одному гену – в каждой линии свой. Оказалось, что примерно 1400 из линий дрожжей после операции на геноме не росли на жидкой среде, то есть фактически не оставляли потомства; каждый из этих 1400 генов можно считать абсолютно необходимым для жизни дрожжей, или, по крайней мере, для их деления в данных условиях. Остальные примерно 4800 линий расти не перестали. Итак, возникает научная проблема: насчитывается несколько тысяч генов, обладающих свойством "повреждение гена не приводит к остановке роста/деления". Почему же эти гены сохраняются в природных популяциях дрожжей, а не портятся и не пропадают в результате случайных мутаций и делеций? Предложите несколько объяснений, а также способы экспериментальной проверки ваших идей.

         

                Вариант 11 класса.

          Вопрос № 1. В плодородных областях Восточной Азии распаханы почти все долины, а дикая природа сохранилась практически лишь в горах. Основной культурой в этих долинах является рис, злак с очень сложной агротехникой: его сажают рассадой прямо в неглубокую воду, а через несколько недель эту воду с полей убирают. Рисовые поля поэтому разделены на небольшие участки, которые представляют собой мелководные "бассейны" (отсюда иероглиф для рисового поля: 田). К этим полям подведена сложная система орошения. А чтобы легко слить воду, поля делают выше уровня остальной почвы. В последнее столетие, кроме риса, в этих долинах распространилась культура пшеницы, у которой агротехника гораздо проще, а поля большие и вровень с почвой. Какие последствия для дикой природы несёт замена риса на пшеницу? Постарайтесь придумать побольше вариантов.

          Вопрос № 2. В наше время, после нескольких впечатляющих примеров крайне негативного воздействия видов-вселенцев на экосистемы мест, в которые они попали (кстати, вы можете назвать пару таких примеров? Кроме кроликов в Австралии, пожалуйста!), общественное мнение и соответствующие службы склонны считать любого пришельца злом, подлежащим искоренению, на что могут тратиться большие силы и средства. Но ведь известны и такие случаи, когда виды-вселенцы не оказывали заметного вредного воздействия на местные экосистемы. На какие факторы следует обратить внимание, прогнозируя, представляет ли угрозу вновь обнаруженный вселившийся вид?

          Вопрос № 3. Наличие митохондрий – общее свойство всех эукариот. Митохондрии произошли от бактерий, родственных одному из разделов Грам-негативных бактерий. В процессе эволюции многие гены, которые кодируют белки, нужные для постройки и работы митохондрий, перешли из митохондриальной ДНК в ядро эукариотической клетки-"хозяина", а в митохондриях остались сильно уменьшенные в размерах геномы. У многих эукариот, таких как одноклеточные метамонады и некоторыe амёбы, и сами митохондрии сильно уменьшились в связи с анаэробным образом жизни. Однако, за редчайшими исключениями, митохондрии не исчезают совсем, и даже самые уменьшенные митохондрии в анаэробах всё равно содержат геном, кодирующий горстку генов. Как вы считаете, какие факторы способствуют сохранению митохондрий, и какие - сохранению части митохондриальных генов в геноме самих митохондрий, а не в виде ядерных генов?

         Вопрос № 4. Ботаник Свистунов изучал явление, которое он называл феноменом листовой мимикрии: когда листья съедобных растений подражают формой листьям других видов, которые несъедобны или неприятны на вкус для местной фауны (во всяком случае, так полагал Свистунов). Свои исследования ботаник проводил в джунглях на примере одной из лиан. Он собрал образцы листьев этой лианы из разных мест, а заодно и образцы двух видов несъедобных растений, рядом с которыми эта лиана произрастала. Количественный анализ формы листьев лианы показал, что эта форма различается у образцов, собранных в разных местах: в среднем, она больше напоминала форму листьев у ближайших несъедобных растений. Свистунов предположил, что лиана способна регулировать форму своих листьев в зависимости от того, какие листья у её соседей. Сначала он подумал, что лиана определяет какой у неё сосед и, следовательно, какие ей нужны листья, вытягивая жидкость из другого растения. Однако оказалось, что сходство листьев встречалось даже тогда, когда между лианой и её несъедобным соседом не было непосредственного физического контакта. Тогда Свистунов решил, что у лианы есть некий аналог зрения, так что она "видит" листья соседей и соответственно выбирает форму своих листьев. Однако коллеги отнеслись скептически к теории "растительного зрения": по их мнению, наблюдениям Свистунова можно найти немало альтернативных объяснений. А а какие альтернативные объяснения могли бы привести вы?

          Вопрос № 5. У широкой публики весьма распространено мнение, что у медоносных пчёл Apis mellifera в улье всё организовано строго "монархически", и матка определяет все аспекты жизни пчелиной семьи. Однако в реальности всё, как всегда, гораздо сложнее. Например, у пчёл очень интересным образом принимается решение о выборе места для новой колонии. Если во время роения какая-то из рабочих особей замечает подходящее место, то по возвращении домой она исполняет «танец», указывая сородичам на его расположение. Другие особи могут последовать её указаниям и слетать к предлагаемому месту. Если им выбор понравился, они тоже присоединяются к танцу. Как правило, особями одного роя одновременно рассматривается несколько альтернативных мест переселения. Это выглядит как соревнование между несколькими «танцами». В конце концов, место, за которое «танцует» больше всего особей, выбирается для основания новой колонии. Как вы думаете, какие преимущества и недостатки есть у такого коллективного выбора? Не проще ли, чтобы какая-то одна пчела (скажем, всё та же матка) решила, куда всем лететь?

          Вопрос № 6. Аспирантка Белкина изучала функции белков первина и вторина, которые были схожи по своей структуре. Белкина подозревала, что эти белки важны в раке. Она проанализировала 100 образцов опухолей, собранных у пациентов с поздней стадией рака кожи. 30 из этих образцов несли мутации в гене первина. Мутации эти повышали активность белка первина. Мутаций в гене вторина обнаружено не было. Белкина предположила, что первин, но не вторин, является протоонкогеном (геном, мутации в котором приводят к раку).
          Для проверки своей гипотезы Белкина использовала клеточную линию КЛ1, которая была получена из человеческих кератиноцитов (клеток кожного эпителия). Методами генной инженерии она сконструировала варианты КЛ1, которые производили гиперактивные формы первина или вторина. Оказалось, что у обоих вариантов наблюдались практически одинаковые признаки онкогенной трансформации: в отличие от исходной КЛ1, они образовывали быстрорастущие многослойные культуры в лабораторных условиях, а при введении в иммунодефицитных мышей за несколько дней образовывали заметные опухоли.
          Белкина удивилась: "Если оба белка одинаково способны вызывать онкогенную трансформацию КЛ1, почему только один из них вовлечен в этот процесс в реальных раках кожи? "

          Какие возможные объяснения могли бы предложить Белкиной вы?

     
          Вопрос № 7. Комар Aedes albopictus, переносчик нескольких опасных вирусных лихорадок, происходит из Азии, но за последние 40 лет распространился и на другие континенты. В тёплом климате из яиц, отложенных комарами, быстро выводятся новые личинки, а затем и взрослые формы, так что за один год успевает вырасти несколько комариных поколений. В более умеренном климате, где есть холодный сезон, наряду с обычными яйцами откладываются и особые зимующие яйца. Учёные давно предполагали, что способность комаров производить зимующие яйца, или способность яиц зимовать, как-то контролируется условиями окружающей среды. Чтобы проверить влияние на зимовку одного такого условия, а именно длины светового дня, был поставлен следующий эксперимент. Весь опыт повторялся дважды – один раз в 2008, а другой в 2018 годах. Комаров ловили в 10-12 точках, распределённых по всей длине побережья Японии, а также ещё в 10-12 точках, распределённых вдоль восточного берега США (заметим, что оба набора комариных популяций лежат в одном и том же интервале северных широт – от 25 до 40 градусов). В лаборатории все 40 популяций (10 точек отлова × 2 страны × 2 разных года) держали при искусственном освещении с разной длиной светового дня, и замечали, при какой длине дня больше половины всех отложенных яиц относятся к зимующему типу. Результаты изображены на графике:



    Корреляция между географической широтой, на которой были собраны популяции комара Aedes albopictus, и длиной светового дня, при которой диапаузные яйца составляют 50% от всех отложенных яиц. Комары были отловлены в 2008 и 2018 годах в разных точках США и Японии.

          Очевидны следующие три главные закономерности (проверьте их на графике!):

          1. В обеих странах и в оба года чем выше широты, в которых были собраны комары, тем больше длина дня, при котором яйца переходят в режим зимовки.
          2. В 2018 году доля яиц зимующего типа достигает половины при более длинном световом дне, чем в 2008 году. Это наблюдается в обеих странах.
          3. И в 2008, и в 201м годах, комары из Японии переходят к зимовке при более длинном световом дне, чем комары из США.

          Какими биологическими причинами вы могли бы объяснить каждое из этих трёх наблюдений?


          NB: картинки везде кликабельны.

    © Жюри ШБО, 2020/2021.
  • Tags: ШБО, варианты
    Subscribe

    • Рассветное

      7:51. Кликабельно. –16 °C

    • Рассветное

      Заоконье, 8:15. Кликабельно. –8 °C

    • Рассветное

      Заоконье, 8:26. Кликабельно. (И кто мне скажет, почему розовый отсвет на облаках на картинке непременно пытается сползти в жёлтый?) –3 °C

    • Post a new comment

      Error

      Anonymous comments are disabled in this journal

      default userpic

      Your reply will be screened

    • 11 comments

    • Рассветное

      7:51. Кликабельно. –16 °C

    • Рассветное

      Заоконье, 8:15. Кликабельно. –8 °C

    • Рассветное

      Заоконье, 8:26. Кликабельно. (И кто мне скажет, почему розовый отсвет на облаках на картинке непременно пытается сползти в жёлтый?) –3 °C