На "Эхе" программа про вакцинацию, разговор нескольких человек (link). И там Ирина Якутенко (всегда подозревал, что она умница) очень внятно проговорила несколько важных вещей. Просто сейчас отрывков из неё натаскаю. Только это расшифровка с сайта, непричёсанная прямая речь, имейте в виду. В текстовом виде может выглядеть слегка сбивчивой.
С. Сорокина – Как по-вашему, вот уже сегодня можно сказать, что вакцинация даёт свои плоды и всё-таки можно надеяться, что в ближайшем будущем с её помощью мы придем в более-менее нормальное состояние.
И. Якутенко – Давайте я начну. Абсолютно точно ответ на этот вопрос – да. Благодаря тому, что есть несколько стран, которые озаботились и тем, чтобы обеспечить всё население вакциной. На их не очень большое население. Тем не менее. Израиль. И в Израиле, наверное, все уже видели замечательные графики о том, как кривые заболеваемости в случаях тяжелого течения и смертности, особенно это было хорошо видно, когда начали пожилых у них прививать, как они начали расходиться. Обычно тяжёлое течение и смертность – люди за 60, за 65, составляют основную массу. И в Израиле после того как была начата прививочная кампания, когда иммунный ответ сформировался, стало хорошо заметно, как эти кривые начали расходиться в другую сторону. Не так как обычно. То есть люди за 60 перестали тяжело болеть, умирать. Не совсем, конечно. Но резко начало сокращаться количество смертей. А люди моложе наоборот, несмотря на локдаун, выросла заболеваемость, потому что все уже устали и ходят друг к другу в гости. Поэтому конечно это очень хорошо видно по цифрам.
.....
– Прогнозы сейчас давать дело конечно неблагодарное. И не нужно сейчас этим заниматься. Потому что точно сказать, какая вакцина сколько будет работать и когда она перестанет быть эффективной – невозможно. Но зато можно точно сказать, что если эта вся история с медленной вакцинацией будет продолжаться, то вероятность появления новых штаммов будет всё больше увеличиваться. Потому что эта ситуация, когда у нас часть людей довольно большая переболела у них какой-то остаточный иммунитет есть. Кто-то там привился, у них сильный иммунитет, но еще большая когорта людей не переболела иммунно и гуляет, распространяет вирус. Это самая замечательная для вируса ситуация. Идеальная. Для того чтобы выводились новые штаммы. Потому что в начале пандемии, когда вся популяция была глобально не иммунна, грубо говоря, любой вирус, вирус всегда изменяется. При каждом делении. Иногда это изменение ему на пользу, иногда во вред, иногда никак. Но если все люди не иммунны, ни у кого нет иммунной защиты, то даже кривенькие косенькие слабенькие вирусы, которые плохо размножаются, они всё равно выживают. Потому что кормовая база очень большая. По мере того, как много людей приобретает защиту, и она начинает, более того, такая неполноценная защита, такая, у кого какая. Кто-то легко переболел, у него мало антител. Кто-то давно переболел – у него уже совсем титр упал. То есть вирус попадает в этот организм он и рад бы размножаться, но на него антитела давят. Поэтому все не выживают, начинают выживать только те, кто каким-то образом обходит эту защиту. Но у вакцинированных людей, мы это видим по данным исследований, у них очень высокие титры защитных антител. И вероятность того, что прямо сейчас через несколько месяцев, предположим, после вакцинации вирус сможет какое-то время в них выживать и активно размножаться, она невысокая. Поэтому они не являются резервуарами для выведения новых штаммов. А вот люди, которые тянут с вакцинацией, это база для вируса, чтобы он размножался и мутировал. А потом те, кто давно переболел, в них произойдёт отбор. То есть те вирусы, которые в результате мутации приобрели благоприятные для вируса изменения, они в этих людях размножатся и получат преимущество. И будут заражать дальше, в том числе через какое-то время они снова будут заражать тех, у кого лучше иммунная защита и еще больше антител. То есть сейчас точно можно сказать, что чем дольше мы будем жить в этой ситуации, когда на вирус оказывается сильное давление эволюционное – тем выше вероятность, что он будет уходить из-под этого давления и будут выводиться новые штаммы. Поэтому эта ситуация точно крайне опасна.
.....
– На самом деле люди ждут эффекта. В Израиле мы его увидели, сравнивая группы населения. Просто потому что у нас есть маленькая страна, в которой все практически уже привиты. И очень легко такие удобные цифры. На самом деле это отчасти, к сожалению, способствует тому, что люди сомневающиеся продолжают сомневаться в эффективности вакцин, потому что избрана стратегия практически всеми странами, что мы сначала прививаем самые уязвимые категории населения в смысле тяжести коронавирусной инфекции. И вероятности умереть. Это в основном пожилые и очень пожилые люди. А они не являются главными распространителями. Мы с трудом себе представляем пожилых, которые в Тироли катаются на лыжах или в баре сидят или в офисе с коллегами без масок разговаривают. Поэтому вакцинация этих групп населения в первую очередь скажется на цифрах по смертности. И по количеству тяжелых госпитализаций. Но не на количестве новых случаев заражения. Потому что максимально активные распространители – молодые взрослые. Грубо говоря. А также родители школьников. Потому что школы много где открылись, а дети раньше думали, что они какие-то удивительно иммунные, но конечно, не так. Мы все практически непривитые и поэтому продолжаем распространять вирус.
.....
– Почему президент так поздно привился, я не могу ответить. У меня инсайдерской информации по этому вопросу нет. Но что касается в целом нежелания людей прививаться именно в России, мне кажется тут надо не от прививок танцевать. У нас появилась прививка и правительство теперь хочет, чтобы все привились. Но так не бывает. Если с начала пандемии людям говорили, что вируса вообще нет, потом говорили, что он не опасный. Потом на федеральных каналах говорили, что он заражает только китайцев. Это доктор Мясников говорил.Если вы не китаец, то ничего вам волноваться. Доктор Мясников популярный. Может, кто другой был, но кто-то очень популярный я точно помню. То есть сначала долго внушают это, потом вдруг вводят страшно жесткие карантины, которые на тот момент были жестче, чем в Европе, запрещая людям выходить из домов.
В один день карантин снимается. А потом вдруг появляется прививка и люди, не вдруг, в ходе разработки появляется хорошая вакцина. И людям предлагается прививаться. Но так не бывает. Если год работать вот так, что у людей складывается ощущение, что это какая-то мутная история с этим коронавирусом, все непонятно. Решения принимаются, исходя из каких-то других соображений, не связанных с эпидемиологией. То это автоматически переносится на вакцину. То есть невозможно сначала работать в одну сторону, а потом захотеть, чтобы люди все победили в другом направлении.