Я уже рассказывал тут как-то, как прошлым летом мы силами двух биоклассов (67 и 179 школ) делали совместную работу по двум видам беломорских медуз-цианей: всем привычным Cyanea capillata и недавно описанным Cyanea tzetlinii, сравнивая динамику их появления в двух губах Кандалакшского залива. И как мы потом докладывали эти результаты на проходившей в ИО РАН конференции MARESEDU-2019.
Ну вот. Там должен был быть ещё сборник тезисов, но его выход задерживался. А теперь я проверил их сайт, и – ура-ура – оказалось, что организаторы наконец его сверстали и выложили. Так что я теперь могу наших медуз показать поподробнее. Собственно, ниже под катом я выкладываю сами тезисы сообщения – в точности так, как они пошли в сборник. Интересно всё-таки – новоописанная крупная медуза в родном Белом море :).
Труды VIII Международной научно-практической конференции «Морские исследования и образование (MARESEDU-2019)» Том II (III): [сборник]. 2020. Тверь: ООО «ПолиПРЕСС» (ISBN 978-5-6042986-0-2). C. 392–395.
Виноградов Г.М.¹, Кудрявцева Е.И.², Баранова М.Г.³, Белявский М.В.³, Волосовец В.Д.², Игонина М.А.², Симис И.Б.², Шахов А.А.³
¹ Институт океанологии им. П.П. Ширшова РАН, Москва;
² ГБОУ школа № 179 г. Москвы;
³ ГБОУ школа № 67 г. Москвы.
Cyanea tzetlinii Kolbasova et Neretina in Kolbasova et al., 2015, вид-двойник обычной беломорской медузы Cyanea capillata, была описана из окрестностей Беломорской биостанции МГУ им. Н.А. Перцова (пролив Великая Салма Ругозерской губы Кандалакшского залива Белого моря) только в 2015 году (Kolbasоva et al., 2015). Видовое отличие C. tzetlinii было подтверждено на молекулярном уровне, также были найдены морфологические различия, в первую очередь наличие у C. tzetlinii характерного бульбовидного утолщеня с маленьким тёмным сосочком в основании ропалиев, отсутствующего у C. capillata. Дальнейший молекулярно-генетический анализ коллекционных образцов показал, что C. tzetlinii присутствуют так же в Карском море, море Лаптевых и Беринговом море (Kolbasоva et al., 2016).
Поскольку до сих пор в Белом море C. tzetlinii добывались только в водах Великой Салмы, представляется полезным провести наблюдения над ней в других районах моря. Поиски этого вида были предприняты в 2019 г. во время летних практик учеников биоклассов 179 и 67 школ г. Москвы, проходивших в Кандалакшском заливе Белого моря параллельно на Двинских лудах возле о. Пежострова у входа в губу Кереть (биокласс 67 школы) и в Ковдской губе возле с. Ковда (биокласс 179 школы) (рис. 1). Подобные работы, нацеленные на получения реальных, а не учебных, результатов, являются обязательным элементом летних практик этих биоклассов. Работами у Пежострова руководил к.б.н. Г.М. Виноградов, а в Ковде – к.б.н. Е.И. Кудрявцева.
В губе Кереть цианей собирали с 14 по 21 июля возле о. Пежострова у берега Избной Двинской Луды (пролив Глубокая Салма) у берега (в том числе особей, осохших в отлив на литорали), а так же снимали с рыболовецких сетей артели, ведущей лицензированный промысел горбуши на соседствующей с ней Избной тоне (66°15'37" с.ш., 33°57'25" в.д.).
В Ковдской губе работы велись с 23 июля по 16 августа. Медуз ловили сачком у поверхности моря во время экскурсий на карбасах к островам, разделяющим Внешний и Внутренний рейды губы, а так же во время дальней экскурсии в её кутовую часть, именуемую губой Старцева (66°26'42" с.ш., 32°24'42" в.д.), где цианеи были особенно обильны (рис. 2).
Виды цианей различали по строению ропалиев: наличию (у C. tzetlinii) либо отсутствию (у C. capillata) бульбовидных выростов у их основания (рис. 3). У всех пойманных медуз ропалии просматривались под бинокуляром на живом материале.
Рис. 1. Районы работ возле Ковды (А) и у Пежострова (Б). Кликабельно.
Рис. 2. Точки отбора проб в Ковдской губе. Более крупным значком отмечено обильное скопление медуз, обловленное в кутовой губе Старцева.
На входе в Керетскую губу, у о. Пежострова, было добыто и обследовано 115 экземпляра медуз, из которых 104 оказались C. capillata, а 11 экз. были определены как C. tzetlinii. В Ковдской губе было обследовано 210 экземпляров медуз (из которых 146 были добыты в кутовой губе Старцева). Из них как C. capillata были определены только 17 цианей, а остальные 193 экз. оказались C. tzetlinii.
Возле Пежострова материал собирали с 14 июля, и вначале в нём присутствовали только C. capillata. Первая неполовозрелая C. tzetlinii с диаметром колокола 4,5 см была найдена осохшей на литорали только 18 июля, а в заметном количестве (9 экз. из 34 собранных цианей) они были найдены на рыбацких сетях только 21 июля. Тогда же среди пойманных C. tzetlinii были отмечены первые крупные экземпляры с диаметром колокола 10–12 см.
В более поздних сборах из Ковдской губы C. tzetlinii преобладали изначально, а в обильном материале из кутовой губы Старцева, полученном 9 августа, это преобладание было подавляющим (на 143 C. tzetlinii пришлось только 3 экз. C. capillata). Соотношение двух видов цианей в уловах показано на рисунке 4.
Это хорошо кореллирует с данными (Kolbasоva et al., 2015) о том, что в окрестностях ББС МГУ C. tzetlinii появлялись в планктоне позже C. capillata, в последних числах июля, а в августе начинали доминировать по численности, и подтверждает существование этой закономерности.
При этом в августе шло активное размножение C. tzetlinii: в сборах из кута Ковдской губы планулы были отмечены у 41% особей этого вида.
Рис. 3. Ропалии C. capillata (А) и C. tzetlinii (Б), пойманных в Ковдской губе 1.08 на Ковдском рейде и 9.08 в её кутовой части, соответственно. Хорошо виден ключевой определительный признак – бульбовидный вырост в основании ропалия у C. tzetlinii. Прижизненные снимки под бинокуляром. Кликабельно.
Обращает на себя внимание тот факт, что и в нашем материале (рис. 4), и в сборах исследователей с ББС МГУ из Ругозерской губы (Kolbasоva et al., 2015, fig. 7), диапазон размеров C. capillata в разных пробах регулярно оказывается больше такового у C. tzetlinii. Возможно, C. tzetlinii в целом действительно более мелкий вид цианей, что, однако, требует дополнительной проверки.
На обоих видах медуз в небольшом количестве встречались паразитические амфиподы-гиперииды Hyperia galba. Число встреченных рачков было недостаточно для статистических достоверных выводов, но видимого предпочтения ими одного вида другому заметно не было.
Рис. 4. Распределение пойманных медуз по датам и по размерам колоколов. "Пежостров" – медузы, добытые у входа в губу Кереть в районе о. Пежострова, "Ковда" – добытые в Ковдской губе. Хорошо видно возрастание доли C. tzetlinii в уловах в августе. На боковой врезке представлена доля обоих видов в июльском материале, собранном у Пежострова, и в преимущественно августовских ковдских сборах. Кликабельно.
Мы выражаем благодарность В.С. Ефимову, а так же Е.Г. Петраш и всем участникам Беломорской экспедиции биокласса-179, за помощь в сборе материала.
Kolbasova G.D., Zalevsky O.A., Gafurov A.R., Gusev P.O., Ezhova M.A., Zheludkevich A.A., Konovalova O.P., Kosobokova K.N., Kotlov N.U., Lanina N.O., Lapashina A.S., Medvedev D.O., Nosikova K.S., Bazykin G.A., Neretina T.V. 2015. A new species of Cyanea jellyfish sympatric to C. capillata in the White Sea // Polar Biology. – 2015. – Vol. 38, Iss. 9. – P. 1439–1451.
Kolbasova G.D., Konovalova O.P., Vasyukov D.D., Kuzmicheva E.A., Neretin N.Y., Zhadan A.E., Kosobokova K.N.,. Neretina T.V. 2016. Two sympatric species of Cyanea (Scyphozoa) from Arctic seas distinguished by the molecular methods // ICES/PICES 6th Zooplankton Production Symposium "New Challenges in a Changing Ocean", 9-13 May 2016, Bergen, Norway / Abstracts. http://www.ices.dk/news-and-events/symposia/zp6/Pages/default.aspx.
Вот. А на заставочной картинке тут старая добрая Cyanea capillata, пойманная у Пежострова.