Прохожий (prokhozhyj) wrote,
Прохожий
prokhozhyj

LXIX ШБО, варианты

 
      Поскольку отсечка времени, начиная с которой варианты I тура LXIX ШБО более не являются закрытыми, уже пройдена, а факультет уже закрыт для опоздавших, выложу для интересующихся варианты тут и на shbo_mgu. Позже они должны появиться и на сайте ШБО.

LXIX Школьная биологическая олимпиада МГУ (2019 г.), I тур.

            Вариант 6 класса.

      Вопрос № 1. Перед вами пять утверждений. Напишите, какие из них истинные, а какие ложные.

          1. Животные не могут жить без кислорода.
          2. Некоторые птицы способны пить солёную воду без вреда для себя.
          3. Если прорыть шахту глубиной в несколько километров, то мы найдём множество живых микробов, живущих на такой глубине под землёй.
          4. Жизнь в океане на глубинах более 8 километров невозможна из-за огромного давления воды и низких температур.
          5. Существуют многоклеточные организмы, способные провести несколько дней в открытом космосе и остаться в живых.

      Не нужно переписывать сами утверждения, достаточно указать их номер. Для истинных утверждений, если сможете, попробуйте одним-двумя словами пояснить, кто или что имеется в виду. Для ложных тоже постарайтесь сказать, как обстоят дела на самом деле.

          Например:
          Утверждение: «77. Некоторые животные умеют выдыхать пламя»
          Ответ: «77 – правда. Это драконы»
          Утверждение: «78. Животные не умеют применять магию»
          Ответ: «78 – неправда. Василиски умеют»


      Вопрос № 2. Почему вдоль автомобильных дорог, как правило, растёт много видов растений, ведь, казалось бы, условия жизни там не самые благоприятные? Приведите несколько соображений.

      Вопрос № 3. Даня посмотрел документальный фильм про жизнь группы львов в африканской пустыне. В жаркой пустыне было мало воды и добычи. Львы как-то приспособились там выживать, но жизнь их была тяжёлой. Мальчик очень жалел этих львов. «Почему же они живут в пустыне, а не перебираются в саванну, где живут их сородичи?» – недоумевал он. Предположите, какие объяснения мог получить мальчик в ответ на свой вопрос.

      Вопрос № 4. В тростниковых болотах дельты реки Терек обитает много птиц, в том числе больших, таких, как лебеди и пеликаны. При этом максимальное разнообразие видов растений приходится на те места, где птицы вылезают на берег, греются, чистят перья и испражняются. С чем это может быть связано? Предложите как можно больше вариантов ответа.

      Вопрос № 5.
;
      «Танцующее растение» или «растение-телеграф» (его научное название – Codariocalyx motorius) из семейства бобовых постоянно и довольно быстро (хорошо заметно глазу) перемещает по кругу нижние малые сегменты сложного листа (см. картинку), а верхний, большой сегмент, так быстро не двигается. Зачем этому растению могло бы понадобиться такое поведение? Какие эксперименты нужно поставить, чтобы проверить правильность ваших гипотез?

     

            Вариант 7 класса.

      Вопрос № 1. Известно, что безудержное ночное освещение городов (и, особенно, городских парков) вредно для обитающих там животных. А чем именно?

      Вопрос № 2. Ветер очень опасен для эпифитных растений, растущих высоко на деревьях. Упавшее сверху растение в нижнем ярусе, может быть, и выживет, но вряд ли будет в состоянии цвести. Каким образом эпифитные растения противостоят ветру?

      Вопрос № 3. На занятиях ботанического кружка Лёше объяснили, что многие пестролистные растения не выведены человеком, а растут в тропическим лесу «прямо так». В литературе высказывалась гипотеза, что насекомое принимает пёстрый лист за уже повреждённый другими насекомыми или грибами, и в результате избегает его. Таким образом, пестролистность не только радует наш глаз, но ещё и полезна самому растению.
      Несколько месяцев спустя Лёша попал в Таиланд, и там в тропическом лесу действительно увидел множество пестролистных трав. Однако, к его удивлению, многие оказались сильно повреждены насекомыми. «Значит, гипотеза о насекомых, избегающих пёстрые листья, неверна?» – спрашивал по возвращении домой Лёша руководительницу кружка. «Я так не думаю, – отвечала Валентина Ростиславовна, — у меня есть даже несколько возможных объяснений твоим наблюдениям, не противоречащих этой гипотезе».
      Какие это могли быть объяснения?

      Вопрос № 4. Работавшая в Уссурийской тайге зоологическая экспедиция занималась обследованием тигриных троп. И вот однажды на такой тропе они нашли свежий тигриный помёт, а в нем – непереваренный клюв рябчика.
      – О! – сказал молодой практикант. – Как интересно! А я и не знал, что тигры питаются птицами!
      – Ты вообще-то и сейчас ещё этого не знаешь – охладил его пыл начальник группы. – И для такого утверждения у нас нет оснований.
      Что он имел в виду?

      Вопрос № 5. Все знают мимозу стыдливую (Mimosa pudica) – тропический сорняк, складывающий после прикосновения к ним сегменты сложных листьев, а потом ещё и опускающий сами листья вниз. В роде Mimosa, однако, множество видов. Одни на прикосновения не реагируют, другие от прикосновения только складывают сегменты, но листья не опускают, а третьи реагируют на прикосновения таким же образом, как и мимоза стыдливая. Как вы думаете, чем лучше или хуже каждый из трёх перечисленных типов чувствительности? И какие особенности образа жизни этих растений могли бы способствовать возникновению чувствительности? Предложите несколько версий.

      Вопрос № 6. Волчьи стаи очень часто формируются из выросших вместе животных одного выводка и их ближайших родственников. В то же время стая может образоваться и иначе, например из нескольких собравшихся вместе взрослых волков, уцелевших после облавы на большой территории. Как вы думаете, чем будут отличаться стаи этих двух типов по поведенческим и другим особенностям?

      Вопрос № 7. Добрый Серёжа шел по берегу реки жарким днём и увидел на тропинке крупную лягушку. «Бедная, – подумал Серёжа, – надо вернуть её в родную стихию». И бросил лягушку подальше в воду. Он страшно удивился, когда лягушка очень быстро поплыла к берегу, выпрыгнула из реки и огромными прыжками ускакала в тростники. «Как странно, – подумал Серёжа, – отчего она так поступила?» Помогите Серёже объяснить поведение лягушки.

     

            Вариант 8 класса.

      Вопрос № 1. Считается, что сочные плоды с яркой окраской – приспособление, позволяющее растениям распространять свои семена при помощи животных, которые эти плоды поедают. Однако ещё древние люди на собственном печальном опыте выяснили, что существует ряд растений, чьи сочные и яркие плоды содержат сильнодействующие ядовитые вещества. Опровергает ли это гипотезу о том, что такие плоды служат для привлечения животных-распространителей? Если нет, то как согласовать одно с другим? Если да, то чем ещё можно объяснить такие особенности плодов?

      Вопрос № 2. В 1894 году Герберт Уэллс, один из первых писателей-фантастов, опубликовал рассказ «Странная орхидея». Герой рассказа, цветовод-любитель, купил на распродаже корень загадочной орхидеи, привезённый из джунглей. И вот однажды он не вышел из своей оранжереи к вечернему чаю, и экономка отправилась его искать...

      «... Он лежал навзничь у подножия странной орхидеи. Похожие на щупальца воздушные корешки теперь не висели свободно в воздухе, – сблизившись, они образовали как бы клубок серой верёвки, концы которой тесно охватили его подбородок, шею и руки. Сперва она не поняла. Но тут же увидела на его щеке под одним из хищных щупальцев тонкую струйку крови. Крикнув что-то нечленораздельное, она бросилась к нему и попробовала отодрать похожие на пиявки присоски. Она сломала несколько щупальцев, и из них закапал красный сок.
      От одуряющего запаха цветов у неё начала кружиться голова. Как они вцепились в него! Она тянула тугие верёвки, а всё вокруг плыло, как в тумане. Она чувствовала, что теряет сознание, и понимала, что этого нельзя допустить....» (пер. Н. Дехтеревой).


      А какие ещё адаптации, кроме уже описанных в этом отрывке из Уэллса, надо выработать орхидеям для того, чтобы на самом деле начать питаться кровью млекопитающих? Может быть, для этого нужно изменить какие-то из описанных признаков?

      Вопрос № 3. В природе муравьи являются весьма частым объектом подражания (мимикрии). Многочисленные другие виды приспособились имитировать внешний вид муравьёв, их поведение и даже запах. Предположите, какие биологические особенности муравьёв способствовали широкому распространению этого явления.

      Вопрос № 4. Если выбрать достаточно большую территорию в Средней полосе и провести на ней осенние и зимние учёты численности животных, то можно обнаружить, что зимой численность некоторых видов животных оказывается выше. Как вы думаете, какие особенности биологии этих видов могли бы объяснить такое явление? Если можете, приведите примеры животных, для которых ожидаема такая ситуация.

      Вопрос № 5. Как все хорошо знают, лососи возвращаются на нерест из океана в верховья рек, преодолевая на своем пути сильное течение и пороги. Порой люди выстраивают на реках такие преграды, которые для лососей непреодолимы, например, плотины для гидроэлектростанций. Понятно, что это может привести к исчезновению целых популяций лосося. Инженеры, планирующие строительство нескольких таких плотин на одной из «лососевых» рек, решили избежать этой проблемы, создав технологию обходного транспорта рыб. Входная труба системы располагалась ниже по течению от плотины. При подходе рыбы к трубе включался насос и засасывал рыбу. Конструкция трубы и насоса позволяла сделать это без физических травм для животного. Струя воды несла рыбу до другого конца трубы, который входил в реку намного выше по течению. Это позволяло рыбе легко обойти плотину. Предполагалось установить по нескольку таких систем у каждой из плотин на этой реке. Инженеры были горды своим изобретением и надеялись, что оно будет внедрено на всех «лососевых» реках, ибо позволяет вести экономическую деятельность без ущерба для экосистемы. Однако биологи выразили некоторые опасения по поводу предложенной системы. Как вы думаете, какие нежелательные биологические последствия (причём не обязательно только для лососей) могут быть у такой технологии?

      Вопрос № 6. Инвазивными животными называют такие виды, которые, попав на новые для них территории, стремительно возрастают в численности и наносят ущерб природе и человеку. Одна из причин успеха таких «пришельцев» – отсутствие у них естественных врагов: паразиты и хищники, сдерживавшие рост их численности на родине, часто отсутствуют в новом ареале. Естественной идеей для борьбы с инвазивными видами кажется перенести на новые территории вслед за «пришельцами» их естественных паразитов и хищников. Как вы думаете, какие проблемы возникают при попытке реализовать эту идею на практике?

      Вопрос № 7. Известно, что желудок жвачных животных работает как бродильный чан. При этом выделяется много газа метана. Процесс выделения метана скотом активно изучается учёными. В результате тщательных экспериментов было выяснено, что коровы в Африке и в Северной Америке производят разное количество метана (в пересчёте на одну корову). Почему так могло получиться?

     

            Вариант 9 класса.

      Вопрос № 1. В юности помещик Чебурков узнал, что на землях родового имения обитает примечательный жук, которого местные жители прозвали «чебурка». Индивидуальные особи этого вида заметно разнились окраской. Иногда среди них встречались и золотистые, которые очень нравились Чебуркову, и он решил вывести чистую породу золотистой чебурки. С тех пор он ежегодно организовывал отлов чебурок в своём поместье. Пойманных золотистых особей рассаживали на самые сочные листья салата-латука, а остальных уничтожали. В глубокой старости Чебурков разочаровался в учении Дарвина: несмотря на все многолетние потуги помещика, частота золотистых особей среди чебурок практически не выросла. А какие объяснения для неудачи этой селекции могли бы предложить вы?

      Вопрос № 2. В тропическом лесу всё вокруг зелёное, яркие краски редки. Но вот оттенков зелёного – множество. Некоторые листья очень светлые, почти белые. Некоторые – густо-черно-зелёные. Как вы думаете, чем обусловлено разнообразие оттенков зелёного? Попробуйте назвать несколько причин.

      Вопрос № 3. Девочка Женя спрашивает на энтомологическом форуме: «Все вы, наверное, видали роение чёрных земляных муравьёв Lasius niger, когда их муравейники вдруг извергают из себя крылатых самок и самцов. После брачного полёта оплодотворённые самки сбрасывают крылья, и ищут место, где бы основать новый муравейник. Но тут их поджидают рабочие особи все тех же Lasius niger, которые в массе выбегают из своих норок. Они хватают ползающих маток (см. прикреплённую картинку) и стараются затащить их в свои муравейники (где, как я понимаю, эти матки и приступят к откладке яиц). Казалось бы, это очень странное поведение: если рабочие поймают самку, вылетевшую из их родного муравейника, они воспрепятствуют распространению «своих» генов, а если вылетевшую из чужого – они сами «назначат» себя на роль «рабов», воспитывающих чужое потомство. Так какие же выгоды может давать такое поведение, если оно всё-таки закрепилось у Lasius niger


      Что бы вы могли ей ответить? Учтите, что на энтомологическом форуме, который посещает Женя, принято аргументировать свои ответы.

      Вопрос № 4. Доктор Айболит обнаружил вирус, вызывающий острое респираторное заболевание у морских свинок, и предположил, что тот же вирус может представлять опасность и для людей. Доктор понимал, что прямой эксперимент (заразить людей этим вирусом) этически неприемлем. Какие эксперименты или наблюдения могли бы поддержать или опровергнуть гипотезу Айболита?

      Вопрос № 5. Тихоокеанский тропический остров Новая Каледония совершенно уникален с ботанической точки зрения. Там обитают тысячи видов, множество родов и даже семейств эндемичных (не встречающихся нигде более на Земле) растений. Больше 3/4 флоры острова эндемичны, в числе эндемиков самое древнее цветковое амборелла и единственное в мире паразитическое голосеменное паразитаксус. Однако многие группы наземных животных острова далеко не столь примечательны, скажем, совсем нет эндемичных амфибий, и только 10  % видов птиц эндемичны. Почему так могло получиться?

      Вопрос № 6. Геномы многих животных несут следы полиплоидии – эпизодов дупликации всего генома в эволюционном прошлом. Однако довольно часто бывает так, что многие гены со временем возвращаются к диплоидному состоянию. Как вы думаете, почему это происходит?

      Вопрос № 7. Учёные, изучая функцию одного из ферментов жирового обмена, сделали линию трансгенных мышей, у которых этот фермент работал не только в печени (как у обычных мышей), но и в мышцах. Результаты оказались поразительны: трансгенные мыши были заметно быстрее и сильнее обычных и отличались невероятной выносливостью – могли бегать на беговой дорожке в десять раз дольше обычных. Они практически всегда побеждали в драках с обычными мышами. Кроме того, они старели медленнее обычных и почти не накапливали жира под кожей. При этом у них была нормальная плодовитость. Почему в природе аналогичные мутанты не вытеснили обычных мышей?


     

            Вариант 10 класса.

      Вопрос № 1. Опушённые листья часто считают признаком ксероморфности, то есть частью приспособлений к нехватке воды. Однако в дождевых тропических лесах, где влажность воздуха редко опускается ниже 70  %, множество растений имеет опушённые листья. Это и геснериевые (родственники сенполии, узамбарской «фиалки»), и некоторые имбирные, и даже отдельные папоротники. Зачем этим растениям опушённые листья? И почему наблюдения в тропиках не отвергают гипотезу о ксероморфности? Предложите несколько объяснений.

     Вопрос № 2. Анфиса посмотрела видео о брачных повадкax одного из видов млекопитающих. Там рассказывалось, что самцов этих животных можно разделить по их брачному поведению на два типа. Самцы первого типа, как правило более крупные и агрессивные, пытаются собрать вокруг себя максимально возможный гарем из самок. Такие самцы яростно защищают свою территорию и свой гарем от возможных конкурентов и проводят немало времени в стычках с другими самцами. Самцы второго типа избегают прямых стычек и своих гаремов не собирают. Однако они предпочитают находиться поблизости от гаремов других самцов, и часто норовят оплодотворить отдельных самок втайне от хозяина гарема. Анфиса недоумевала: «Понятно, что у каждой из этих двух моделей поведения есть свои преимущества и недостатки. Но не могут же они абсолютно одинаково влиять на вероятность передачи генов! Тогда почему же одна из этиx стратегий не победила в процессе эволюции?» Предложите ответы на вопрос Анфисы.

      Вопрос № 3. Разнообразие модельных организмов, от бактерий и червей до мышей и обезьян, позволяет подобрать оптимальный объект для изучения широчайшего круга биологических вопросов, от основ организации и взаимодействия макромолекул до механизмов поведения и памяти. Разумеется, у каждого модельного объекта есть свои недостатки и преимущества. Как вы думаете, какие преимущества могли бы быть у человека как модельного объекта для изучения фундаментальных биологических процессов (даже учитывая то очевидное обстоятельство, что по этическим и юридическим причинам в этом случае допустимы не все методы исследований)?

      Вопрос № 4. Стабильное встраивание в геном клетки-хозяина является обычным элементом жизненного цикла многих вирусов, в том числе и для некоторых вирусов человека. При этом большинство вирусов встраиваются в случайное или почти случайное место хозяйского генома. Однако есть и такие виды вирусов, которые практически всегда встраиваются в определённое место хозяйского генома. Как вы думаете, какие преимущества и недостатки имеются у такой узкой специализации?

     Вопрос № 5. Известно, что животных можно привлечь в места, которые плохо подходят для их жизни, размножения или выращивания потомства. Особенно часто такое явление (учёные называют его «экологической ловушкой») наблюдается, когда люди намеренно или невольно создают избыток пищи в местах, где животные будут не защищены от хищников, или, наоборот, строят убежища для животных определённого вида там, где для них нет достаточной кормовой базы. Недавно были описаны и случаи, когда экологическая ловушка, видимо, может возникать и в дикой природе. Так, один вид комаров откладывает яйца в лужи с гниющими листьями растений. Вещества, выделяемые листьями, служат химическими сигналами для комаров, пищей для личинок и питательной средой для бактерий, которые тоже фильтруются и поедаются личинками. В полевых опытах в штате Иллинойс учёные, моделируя естественные ситуации, помещали листья разных местных растений в лужи. Затем они подсчитывали число отложенных комарами яиц, а также численность потомства, достигшего взрослой стадии, в лужах с листьями разного типа. Оказалось, что в лужах, куда были положены разлагаться листья одного местного вида ежевики, наблюдалось больше всего отложенных яиц, но меньше всего выросшего потомства. То есть у экспериментаторов получилась самая настоящая «экологическая ловушка»! Возникает вопрос: почему лужа с ежевичными листьями могла обрести такие свойства? И почему комары продолжают предпочитать лужи с листьями ежевики – ведь, казалось бы, у комаров, лишённых такого предпочтения, взрослого потомства будет больше, и оно вытеснит из популяции формы, «любящие» ежевику? Предложите несколько объяснений.

      Вопрос № 6. Профессор Диана Наумовна Квасова изучала возникновение мутаций, вызываемых ультрафиолетовым излучением. В качестве модели она использовала культивируемые на чашках Петри клетки человека. Диана Наумовна решила пронаблюдать, как в облучённой популяции появляются клетки, переставшие производить белки, обычно в них присутствующие. Она выбрала для наблюдения два белка, Б1 и Б2. Через несколько дней после облучения оказалось, что клеток, потерявших Б1, на чашке было много, а потерявших Б2 почти не было. Эксперимент был повторён несколько раз, и результат каждый раз был тот же. Квасову заинтересовал новый вопрос: почему клетки, потерявшие Б1, появлялись с высокой частотой, а Б2 – с низкой? Какие ответы на этот вопрос могли бы предложить вы?

      Вопрос № 7. Женя выучила, наконец, схему мейоза, и глубоко задумалась. «Вот написано, что мейоз идет в две стадии, потому что к началу первой профазы период синтеза ДНК уже завершился, и все хромосомы уже удвоены. Поэтому надо поделить не только гомологичные пары, но ещё и каждую хромосому, – думала она. – А почему нельзя сделать это в одну стадию? Просто сформировать четыре полюса, и микро¬трубочки станут растягивать к ним нужное? Или, – пришла ей в голову ещё одна идея – можно ведь просто отключить синтетический период, и тогда хромосомы придут к началу мейоза неудвоенными! А ещё непонятно, почему сначала редукционное деление, а потом эквационное, почему не бывает наоборот?» Помогите Жене ответить на эти вопросы. Есть ли какие-то преимущества именно у того способа мейоза, которым пользуется большинство1 живых организмов? Свой ответ обоснуйте.
________________
1) Современной науке известно, что по крайней мере две из придуманных Женей «альтернатив» действительно существуют в природе.

     

            Вариант 11 класса.

      Вопрос № 1. У одних растений цветки двустороннесимметричные, с левой и правой сторонами, а у других – радиальносимметричные (многолучевые). В чем относительные преимущества и недостатки (для растений) каждого из этих типов?

      Вопрос № 2.


      В начале января на интернет-форум «Биология для всех» пришёл вопрос: «Посмотрите, какого потрясающего голубя я сфотографировал сегодня утром на улице в нашем городе! Это же настоящая птица-невидимка! И вот чего я не могу понять. Ясно же, которого из этой пары голубей заметит хищник, случись он рядом. Так почему же столь замечательная маскирующая окраска (раз уж она возможна у голубей) не вытеснила обычную сизую, явно менее адаптивную?»
      Что бы вы могли ответить спрашивающему? Имейте в виду, что он может быть недоверчив и упрям, так что приведите как можно больше аргументов.

      Вопрос № 3. Симбиоз – это длительное сожительство организмов разных видов (заметьте, что это определение немного отличается от того, что иногда приводится в устаревших популярных книжках). Существуют различные виды симбиозов в зависимости от того, какие взаимоотношения существуют между симбионтами: мутуализм (взаимная польза, +/+), комменсализм (0/+), паразитизм (–/+), конкуренция (–/–) и т.д. Зачастую бывает сложно определить, какой именно тип симбиоза мы наблюдаем. Так, долгое время бытовало ошибочное мнение, что микориза всегда вредна для деревьев. Как же учёные, обнаружив новый, неизвестный ранее, симбиоз, могут определить, какого он типа?

     Вопрос № 4. Профессор Фёрстов обнаружил, что в образцах опухолей, полученных от пациентов онкологического диспансера, часто встречается хромосомная перестройка (инверсия) гена FRST. В результате перестройки количество и активность белка FRST сильно возрастает. Фёрстов объявил: «Я нашел ген, играющий важную роль в развитии рака». Однако ему возразил профессор Секондов: «Не исключено, что инверсия FRST не играет в раке никакой роли. Например, все знают, что в раковых клетках геном менее стабилен. К тому же, хорошо известно, что во всех человеческих клетках некоторые области хромосом являются особенно «хрупкими», и часто подвержены случайным структурным перестройкам. Предполагаю, что ваши наблюдения можно объяснить именно этими явлениями.» Какие наблюдения и эксперименты могли бы поддержать теорию Фёрстова в этом споре?

      Вопрос № 5. Ребёнок и его отец – гетерозиготы по одной и той же мутации, которая затрагивает один из белков, образующих калиевый канал. В результате в бета-клетках поджелудочной железы этот канал не реагирует на уровень глюкозы в крови, и они выделяют инсулин всегда, даже при низком её уровне, что приводит к гипогликемии. У ребёнка есть клиническое проявление этой мутации (судороги), а у отца их нет. Чем это может объясняться?

      Вопрос № 6. Аспирантка Марина изучала работу гена Х в двух клеточных линиях ракового происхождения: КЛ1 и КЛ2. Оказалось, что молекул РНК, произведённых с этого гена, в КЛ1 намного больше, чем в КЛ2. Однако последующий анализ показал, что белка Х в КЛ2 намного больше, чем в КЛ1. Чем можно было бы объяснить несоответствие уровней РНК и белка в этих клетках?

      Вопрос № 7. В наше время можно устанавливать первичную структуру (аминокислотную последовательность) белков и сравнивать эти структуры у гомологичных белков родственных видов. Один из методов сравнения – выравнивание таких последовательностей, как показано на рисунке.


      Сравниваются последовательности ферментов из нескольких видов почвенных беспозвоночных, живущих в широком диапазоне условий. Аминокислоты показаны в стандартном однобуквенном коде – например, «А» обозначает аминокислоту аланин, а «К» – лизин; впрочем, для решения задачи знание кода необязательно. Виды-источники генов подписаны, и их филогенетические отношения изображены в виде дерева справа. Числа наверху указывают номера аминокислот в белке; верхняя строчка показывает аминокислоту, которая наблюдается в этом месте в большинстве белков; если в каком-нибудь из белков есть аминокислотная замена, то она записана, а если аминокислота совпадает с «большинством», то она обозначается точкой.

      Как по-вашему:
      – какие мутации скорее всего происходили в истории этих видов только один раз, а какие – несколько раз, параллельно и независимо друг от друга?
      – нет ли оснований заподозрить техническую ошибку эксперимента, то есть неточное прочтение отдельных последовательностей или их частей?

      Можно ли на базе этих данных выдвинуть гипотезы о том:
      – какие пары аминокислот контактируют друг с другом в трёхмерной структуре белка?
      – какие аминокислотные замены, возможно, придают молекуле новые полезные свойства, которых нет у остальных родственников?

      Какими соображениями вы будете при этом руководствоваться? Все ответы обоснуйте, указывая номера колонок.


© Жюри ШБО, 2019.


      P.S.  Спасибо всем, помогшим нам с идеями для вопросов!

 
Tags: ШБО, варианты
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments