
Но сначала про искусственные ёлки. Надо помнить, что это не просто из ниоткуда взявшийся заменитель срубленной ёлочки. Сейчас бóльшую часть искусственных ёлок изготавливают на Тайване и в Китае, а значит везут издалека, тратя топливо и выбрасывая всякие газы. Их делают из металла и пластика, причём в качестве последнего часто используют полихлорвинил, поэтому их невозможно переработать, а само производство может быть токсичным. И использованная ель пополняет собой вал неразлагающегося пластикового мусора, становящегося всё более ощутимой проблемой. По подсчётам того же "Гринпис", искусственная ёлка окупает свой "экологический след" только в том случае, если её используют на протяжении 20 лет и более, в противном случае вреда от неё природе в целом оказывается больше, чем от срубленной натуральной (1, 2).
Что же до "плантационных" ёлок, то они растут на правах любой сельхозкультуры, вроде тех же тыкв или картошки: урожай собирают, на месте вырубленных высаживают новые, ухаживают за ними, а через несколько лет вырубают снова. Не будет спроса – не будет и этих плантаций, живых деревьев от этого не прибавится. Стоит иметь в виду и то, что для многих лесхозов доход с еловых плантаций – реальная возможность финансово выжить и заниматься своим главным делом: лесом.
Ну а с еловым подростом с расчищаемых земель всё совсем просто. На той же подзаросшей ЛЭП его всё равно срубят, а дальше вопрос только в том, продадут ли в городе или спалят на месте.
Так что, как это ни странно может быть на первый взгляд, с природоохранной точки зрения живая новогодняя ель предпочтительнее искуственной. Если, конечно, она куплена не где-то с рук, а на официальном базарчике, где продавцы выписывают квитанции и происхождение ёлок проверяемо и проверяется. Такие дела.