Это будет последний рассказ о выставке по живописи и гравюрам эпохи Эдо, вторая часть которой всё ещё идёт в Пушкинском музее. И это будет длинная история, в двух сериях. Первая серия вообще-то относится к завершившемуся первому этапу выставки, но она тут нужна. Итак,
1 серия. В середине XVII века художник Таварая Сотацу создал ширму с синтоистскими богами грома Райдзином (雷神) и ветра Фудзином (風神). В самом начале XVIII века его последователь Огата Корин (1658–1716) сделал свою версию ширмы, в знак глубокого уважения к мастеру скопировав туда рисунки Сотацу. При этом Корин сделал ширму даже бóльшую, чем его предшественник, и несущиеся по небу боги смотрят друг на друга с разных её концов. Точнее, это были две парные двустворчатые ширмы из бумаги, и размер каждой половинки оказывается полтора на без малого два метра, 164,5×181,8 см, если точно.
(Готовя выпуск, я обнаружил, что общего плана ширм у меня почему-то нету, так что эту (и только эту) картинку я утащил из Сети.)
Огата Корин. Бог грома.
Огата Корин. Бог ветра.
Эти работы показывали на первой части выставки. А теперь то, зачем я вообще затеял этот разговор.
2 серия. После Огаты Корина традиции школы Римпа продолжил художник Сакаи Хоицу (1761–1828). И ширма с богами работы Корина какое-то время принадлежала его семье. И вот где-то в 1821 году Хоицу при помощи туши, красок, серебряной и позолоченной бумаги создал на её обороте своё произведение, "Летние и осенние цветы". Причём на обороте части с Громом он изобразил "летние растения, оживлённые внезапным порывом дождя и бурным потоком реки", а на обороте Ветра "раскачивающиеся осенние растения и красные листья в порыве сильного ветра".
Много позже, в конце XX века, перёд и оборот ширмы разделили для лучшей их сохранности, и травы Хоицы, замыкая кольцо, показали на второй части выставки. Они как бы не лучше богов. На серебряном фоне, летящие и резкие, какие-то острые... и мягкие, как трава.
Вот. И это был последний из рассказов про Маугли. А выставка там будет идти ещё десять дней...