Прохожий (prokhozhyj) wrote,
Прохожий
prokhozhyj

Юго-Запад, М&М

 

      Как я уже писал, мне повезло успеть поймать в группе moscultura ещё одно приглашение в Театр на Юго-Западе, на этот раз на "Мастера и Маргариту". Давно хотел на этот спектакль, и вот :). За приглашение от moscultura положен рассказ, но я и так бы рассказал, конечно.

      "Мастер и Маргарита" появились в Театре на Юго-Западе в 1993 году. Спектакль был поставлен Валерием Беляковичем. Совершенно пустая сцена, только висят большие металлические листы, гибкие и гулкие, когда по ним ударяют. И между ними тихо проскальзывают или с громом проламываются выходящие на сцену актёры. Я сказал "пустая"? Нет, ведь на ней ещё свет, потрясающий свет спектаклей на Юго-Западе. И немножко дым... И вот это всё, гудящий металл, дым и свет с успехом заменяет и Москву двадцатых годов, и дворец Ирода Великого в Ершалаиме. Их даже не приходится додумывать, они представляются сами.
      Очень хорошая и сильная игра. Иногда ты не согласен с ней, иногда кажется, что актёры зря кричат там, где надо шептать – но сильная и затягивающая. На диво поавшие в яблочко Пилат, Афраний и Гелла. Доходящие до грани – но не переходящие её – ужимки Коровьева. Неожиданно глубокий Берлиоз. Врущий по телефону Варенуха. Как будто не пытающийся быть приметным приметнейший Воланд. И двое – Маргарита и Мастер. Маргарита, меняющаяся от утончённой дамы до яростной ведьмы – и эта страсть ведь прорывалась в ней и до того, как она взяла в руки принесённую Азазелло мазь. И Мастер, то тоскующий и беспокойный, то творящий свой Ершалаим, когда он тенью ходит в глубине сцены во время ершалаимских сцен – и вдруг перехватывает реплики героев и начинает говорить за них...
      И ещё булгаковский текст. Тот самый, от автора, описывающий метания ли Ивана Бездомного по ночной Москве, полёт ли Маргариты, колоннады ли дворца. Кторый неминуемо должен был пропасть в спектакле – но не пропал, превратившись в монологи героев, рассказывающих про себя от третьего лица, и это не кажется ни странным, ни неуместным...

      Но, конечно, превратить толстый роман в пусть даже трёх часовой спектакль, ничего не потеряв, невозможно. И даже в легендарной первой версии спектакля, которая, как говорят, длилась чуть ли не шесть часов (была ли она?), тоже бы не влезло всё. Поэтому пришлось сокращать. И тут решением было принято то, что не всё как-то ужмётся, а что-то пропадёт. Зато оставшееся можно не ужимать. Поэтому не ждите "нехорошей квартиры" с её посетителями – от неё осталось только изгнание в Ялту похмельного Лиходеева. Даже попытки ареста нет. Поэтому не будет московских похождений Коровьева и Бегемота (а Бегемота будет вообще мало). Поэтому пропадут иные сцены в Ершалаиме. От убийства Иуды останутся только приказ – и доклад, но сшиты они так, что их хватает. А спектакль несёт вперёд, и о том, что что-то не стало, спохватываешься только потом.
      И единственное, что удалось не слишком – это великий бал. Но я ни разу не видел, чтобы он удался. Впрочем, это уже на мой вкус, кто-то может и не согласиться.



Прибытие



Ночная погоня



Гелла и Коровьев любуются прибытием Ивана Бездомного в Грибоедова



"Его имя...



"...Вар-Равван!"



Пробуждение Лиходеева



...как и было сказано... (кликабельно)





Коровьев в "Варьете"





Явление Мастера



Сожжённая рукопись (кликабельно)



Левий Матвей



Понтий Пилат



" – Так зарежут, игемон?"



Мастер думает Афрания



Маргарита перед встречей с Азазелло (кликабельно на встречу)



Азазелло



Коровьев. Последние приготовления.



Свита



Бал



"...никогда и ничего не просите..."



"Рукописи не горят"



И снова Левий Матвей



Скачка



      Как-то так. Хорошо сделано :).

 
Tags: театр
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 3 comments