Когда-то давно, в конце прошлого века, зазвали меня писать натуралистические статейки в один "родительский" журнал. Некоторые из них я уже выклалывал тут (по тегу "детское"), потом как-то забросил. А нынче выглянул в окошко и вспомнил, что пылится у меня в архивах ещё один текст, как раз по сезону. Что такого каждодневного (или почти каждодневного :) можно показать на снегу ребёнку...
Сколько всего интересного можно показать ребёнку на прогулке летом! Цветочки-листочки-бабочки... А зимой? Всё засыпано снегом, птицы улетели на юг, пустота и тишина. Что, впрочем, совершенно неверно. Жизнь зимой отнюдь не замирает (и даже птицы не все улетели). И, более того, зачастую присутствие всякого зверья вокруг нас куда ощутимее – ибо оно оставляет следы. И вы с изумлением обнаруживаете, что в лесочке, куда вы отправились на лыжах, оказывается, полно лис – о чём летом вы и не подозревали. Детям все это может быть очень интересно – особенно если они из той счастливой породы, для которой само слово "след" может быть окрашено романтической дымкой, поднимающейся от вигвамов Фенимора Купера. А тем, кто ещё совсем малыш, белая книга снега может дать совсем новые знания о мире, такие, о которых он ещё и не подозревал. Я уж не говорю о том, что разглядывание следов способно скрасить любую прогулку – и даже поспособствовать отправлению на оную. Итак, если выпал свежий снег, но не мелкий и сыпучий, а такой, из которого хорошо лепить снежки, а у зверья было некоторое время, чтобы порезвиться на нём – вперёд! Я не собираюсь давать здесь подробное описание всего, что вы можете увидеть – для этого, пожалуй, пришлось бы оккупировать весь номер журнала, но некоторые, наиболее вероятные находки, мы перечислим.
Конечно, в городах вы в первую очередь наткнетесь на следы домашних животных. Собаки на воле носятся, прыгают – следы группами по три, по четыре отпечатка, или бегут шагом. Кошки обычно ходят аккуратно, их следы небольшие, круглые, вытянуты в более-менее ровную цепочку, а коготки спрятаны, не отпечатываются. Но не только эти следы есть на городском снегу.
Для начала его как следует истоптали птицы. Птичьи следы хороши для маленьких детей. Хороши тем, что могут научить ребёнка думать, сопоставлять, понимать увиденное. Зачем это воробей вокруг корки прыгал? А вон там что: петляет птичий след, и вдруг обрывается, а с двух сторон – как пальцами по снегу мазнули. Пусть чадо само поймет, что птичка взлетела, задев крыльями снег... Или случай пореже: на месте посадки, позади парных птичьих следов, - тоже как пальцами по снегу, но не вбок от следа, а назад, и пальцы будто сжатые. Тут можно и подсказать, что это – отпечаток длинного хвоста. А дальше пускай соображает, у кого такой может быть. Кто там кашку варил, гостей созывал? Сорока, правильно...
Из птичьих следов в городе обычны три – воробьиные, голубиные и вороньи. Покажите ребенку, что голубь по земле шагает, а воробей – прыгает. Поэтому у голубя пальцы растопыренные, а следы идут как у нас: правый-левый, правый-левый. И большие они, потому что голубь сам большой. А у воробья следочки маленькие, и всегда рядышком, парами, ну как если бы ты сам не шёл, а прыгал двумя ногами... Ну вот попробуй, посмотри! А вон ворона ходит, важная, а у неё следы какие? А умеет она прыгать, как воробей?
Ещё иногда появляются в Москве (да и в других крупных городах) следы совсем интересные – лапы птичьи, большие, шагают вразвалочку, а между пальцами перепонка отпечаталась. Прямо не лапа, а весло, грести такой хорошо. Догадается, что это те утки, что в Москве зимовать остались, выходили на берег поразмяться?
Ребятам чуть постарше интересно поискать звериные следы. Тут уже надо добраться до какого-нибудь парка. И первым делом поискать следы всякой мелочи. Из мелких следов довольно легко найти три: мышей, их родичей полёвок и мелких хищников вроде ласки. Мышиные следы узнать легко – цепочка ямок от тела прыгающего зверька (при удачном снеге видны отпечатки лапок) с чёрточкой, оставленной хвостом, позади каждой из них. За один прыжок мышь может одолеть до 30 см. У лесной мыши и прыжки, и след хвоста подлиннее, у полевой покороче. В начале и на конце этого следа обязательно обнаружится норка в снегу. Зимой мыши часто прокладывают ходы не в земле, а между землёй и снегом. Полёвок у нас несколько видов. Серые луговые полёвки обычно бегают, а не скачут, оставляя два ряда маленьких отпечатков. А если прыгают – ставят лапки попарно, а не групками по четыре, как мыши. А вот следы рыжих лесных полёвок очень похожи на мышиные, но только не такие длинные, и отпечаток хвоста тоже короткий. Хищники из куньих (ласка и другие) обычно передвигаются прыжками, оставляя цепочки парных следов.
Реже, но бывают в больших парках и в лесочках на окраинах города (а уж за городом и вовсе обычны!) следы зверей покрупнее, зайцев и лис. Лисий след цепочкой тянется, ровно-ровно, все лапки на одной линии. Ровнее, чем у кошек, и следы крупнее. Да и потом, в лесу зимой кошке делать нечего... Если по лисьему следу походить (приготовьтесь провалиться в снег по уши), то можно увидеть много интересного. Мы с дочкой как-то (за городом, разумеется) набрели на место, где лиса мышковала. Учует под снегом мышиные ходы – и давай сверху топотать, пугать. Мышка не выдержит, зашуршит под снегом – тут лиса и прыгает. Выглядит это так: цепочка лисьих следов на заснеженном поле приводит к беспорядочно истоптанному месту, а рядом яма в снегу, трава сухая выброшена, и цепочка дальше пошла. А в одном месте она мышку учуяла, потопталась – а мышка, наверное, хитрая была, не зашуршала. Лиса на два шага отошла - и по новой ногами топать. А мышка тихо сидит. Лиса – со злости, наверное, – по снегу лапой шаркнула и ушла широким шагом...
Заячьи следы, конечно, все знают. Он, когда прыгает, длинные задние лапы вперёд передних выносит – и получаются два длинных отпечатка рядом, а за ними – один за другим – два маленьких. По заячьему следу тоже ходить интересно. Он следы путает – чтобы его та же лиса по ним не нашла. То петли закрутит, то вдруг по собственным следам назад вернётся и прыгнет далеко вбок (а хищнику кажется, что след вдруг кончился) – "вздвойка" называется, то ещё что придумает – я видал, как он вышел на накатанную лыжню, где на снегу следов не остается, и долго по ней шёл, пока вбок не сиганул... Если повезёт, можно найти в снегу лежку – округлую протаянную ямку - не ямку, пещерку - не пещерку, в которой заяц спал.
А вот следы, чем-то похожие на заячьи, но маленькие (и передние лапки – те, что сзади отпечатываются, – не одна за другой стоят, а рядышком), обычны в больших городских парках. Это белка по снегу гуляла. Если там ёлки растут, то вы наверняка найдёте и стерженьки обгрызенных белкой шишек.
Ну и иногда за городом встречаются большие следы парных копыт – лось прошёл. Можно найти, где он с деревьев кору объедал – снята она там со стволов вертикальными полосами.
И в заключение – ребятам совсем постарше. Если кто-нибудь вдруг заинтересуется звериными следами всерьёз – пусть поищет в библиотеках книжку замечательного русского зоолога А.Н.Формозова "Спутник следопыта", на которой выросло не одно поколение натуралистов.
"Наш малыш" (Москва). Февраль 1999. С. 54–55.